Главная » 2012 » Июнь » 1 » Бирюльки №173. Купи MacBook – стань умнее, чем окружающие
22.25.56
Бирюльки №173. Купи MacBook – стань умнее, чем окружающие

Всем привет! С наступлением последних дней весны, совсем не хотелось работать, а солнечная погода вызывает только желание прогуляться, но каждый раз пересиливаешь себя, тем более что вокруг очень много событий. Чтобы показать настроение, позволю себе привести рекламный ролик, думаю, он прекрасно передает всю гамму чувств.

Но с другой стороны, на фоне традиционных и разных сообщений прошедшей недели меня больше всего волновал вопрос той каши, что есть в головах некоторых людей. Меня всегда шокирует, как люди могут превратить свою голову в сборник стереотипов и склад забытых, да к тому же, ошибочных идей. Хочу основную часть выпуска посвятить именно этому вопросу.

Содержание:

  1. Как вещи преображают людей – вещизм в чистом виде
  2. Nokia World и официальная смерть Symbian – отказ от разработок

Как вещи преображают людей – вещизм в чистом виде

Я вырос в Советском Союзе, где у всех были примерно одинаковые возможности. Когда в США возник бум кроссовок, в СССР появились синенькие Adidas, которые покупали из-за невозможности легкой промышленности выпустить аналогичную обувь. Впервые синие кроссовки с полосками появились в 1979 году, как раз перед Олимпиадой-80. Поговаривали, что кроссовки также планировали раздавать нашим войскам в Афганистане, но офицеры покупали их самостоятельно либо выбирали другую обувь. Уже в 90-х на одном из закрытых советских предприятий я натолкнулся на кроссовки, очень напоминающие те Adidas, но выполненные в защитной раскраске – так и не запущенный в серию проект для армии.

В стране победившего дефицита кроссовки были в фаворе, они дорого стоили, их было невозможно купить. Мой дядя привез мне первые в моей жизни кроссовки во втором классе, это были датские Ecco из Копенгагена. Для меня это была не модная вещь, а спортивная обувь. О чем я мог в таком возрасте думать, точно не о моде или доступности такого рода обуви. На первом же уроке физкультуры один из моих одноклассников бросил фразу: «Надел кроссовки – думаешь, стал человеком?» Фраза запомнилась, хотя в то время я вовсе не придал ей значения, проигнорировал как нечто, не имеющее отношения ко мне. Любопытно, что детское высказывание моего одноклассника очень точно отражает взрослый мир, в котором мы все живем. И здесь не только одежда, но и электроника начинает играть роль некого социального идентификатора «свой-чужой».

На каких машинах ездят люди вашего круга? Какие часы у них на руках? Где они предпочитают проводить свой отпуск? В какие места ходят? Ответы на эти вопросы очень точно опишут то, к какой социальной прослойке вы относитесь. Производители электроники стремятся учитывать разность дохода, восприятия аудитории и предлагать разную технику. Но, как и в автомобилях, разнообразие - вещь относительная, как такового выбора мало, он описывается маркой, ценой, некой идеологией, которая стоит за каждым брендом. Например, в телефонах есть выбор между Apple iPhone, а также различными моделями на Android, все другие альтернативы играют роль остаточных, предлагаются для маргинальных групп (в этом нет ничего обидного, они просто не массовые).

Но в этом явлении нет ничего нового, так как расслоение общества существовало во все времена, как и разность товаров. Восприятие избранности тем или иным индивидом, основанное на потреблении определенного вида товара, также не в новинку, это этакий приятный самообман. Но с развитием электроники возник другой род самообмана, которому рады предаваться многие покупатели – считается, что покупая мощный компьютер, вы становитесь умнее. Приобретая профессиональную зеркальную камеру, вы вдруг обретаете возможность творить, и так далее. Мы, в отличие от наших предков, пошли дальше по пути самообмана или одурачивания своих близких, и тут не важно, кто первым открыл ящик Пандоры. Скорее, важно, что теперь это касается буквально каждого, и мы живем в стереотипах, вырваться из которых могут единицы.

Давайте вспомним уже классическую рекламную кампанию Apple – Think Different (думай иначе). Она возникла в 1997 году как ответ на слоган IBM – Think, в ролике показывали гениев и героев разных времен, побуждали людей сравнить себя с ними.

Какой подтекст был в этой рекламе? Если в IBM пропагандировали компьютеры как средство для тех, кто хочет и умеет думать, то в Apple пошли дальше, они сказали - думайте иначе, делайте это, как лучшие представители человечества. И, безусловно, тут же показали свои компьютеры. Особой разницы в контексте наших рассуждений между IBM и Apple нет, разнится только реализация. В обоих случаях компании пропагандировали свои компьютеры, рекламировали их. Если в IBM обладание компьютером считали необходимым для современного человека, который думает, то в Apple давали еще и примеры героев. Хотя основная мысль была ровно той же.

Конечно, в мысли о том, что компьютеры заставляют думать, есть нечто справедливое. Чтобы освоить компьютер, надо приложить определенные усилия, на которые способен как ребенок, так и взрослый человек – вопрос только в желании. Но давайте зададим другой вопрос – делает ли компьютер вас умнее? Делает ли факт обладания компьютером вас более умным человеком, расширяет ли ваш компьютер возможности вашего мозга?

Не отвечайте быстро. Подумайте. Зависит ли ваш ум от того, каким компьютером вы пользуетесь. Например, если нобелевский лауреат по литературе набирает свои тексты на iMac, то сделает ли вас обладание таким компьютером чуточку похожим на него? Очевидный ответ – нет.

Попробую отойти от темы компьютеров и всяких устройств, чтобы поискать аналогию в истории человечества, которая хорошо проиллюстрирует мою следующую мысль. Обратимся к книге Ричарда Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман», в которой американский физик рассказывает о культе-карго (глава называется «Наука самолетопоклонников»). Подобные культы появились на островах Тихого океана во время второй мировой войны, островитяне почти не сталкивались с западной культурой и цивилизацией. Война, пришедшая на острова, принесла для них огромное число изменений, но главное было в том, что появились аэродромы, на которые самолеты привозили грузы (карго) – одежду, еду, оружие. Представьте, что не избалованные благами цивилизации островитяне моментально совершили скачок к западной цивилизации, попробовали ее продукты, но не изменили свое сознание. Когда война закончилась и аэродромы опустели, островитяне создали культ-карго. Они стали строить взлетные полосы, радиовышки, самолеты из дерева, имитировать действия наземных служб. Так островитяне подманивали самолеты, чтобы они привезли свои грузы. В течение последующих пятидесяти лет почти все карго-культы исчезли, в отсутствие грузов люди разуверились в том, что их действия приносят ощутимый результат.

В потреблении электронных устройств мы уже столкнулись с формированием культа-карго, который распространился по всей планете. Больше всего в этом преуспела компания Apple. Если меланезийцы подманивали самолеты, строя их копии и взлетные полосы, то современный потребитель телефонов, компьютеров и ноутбуков делает выбор устройства, исходя из того, какой ореол вокруг него, какой имидж создан у тех, кто пользуется таким устройством. Классическая схема – не быть, а казаться. В некоторых странах, как в России, она проявляется очень сильно, в некоторых в меньшей степени, но этой болезни подвержен весь мир. И в рамках культа электронного карго выбор устройства зачастую означает в голове выбирающего, что его умственные способности расширяются (если речь идет о компьютере).

Не верите? Прочитайте комментарии к статье про Instagram, в которой я посмел высказать банальную, на мой взгляд, мысль – не техника создает художника, а человек со вкусом использует технику – шедевры можно создавать, не используя новейшие достижения технологий. Они, безусловно, расширяют возможности для творчества, но не превращают человека в творца. Подмена понятий происходит и здесь – многие, купив хорошую камеру, оптику, вдруг начинают думать, что умеют фотографировать и видеть красоту. Множа красочные снимки, они не вкладывают в них никаких идей. Равно как и многие современные художники, отрицая внешнюю красоту и продвигая идеи, подменяют понятия, не привнося в мир ничего. Везде нужен баланс.

Instagram – социальный сервис или учебник по фотографии

В головах людей, комментировавших таким образом ту статью, наличие хорошего фотоаппарата автоматически означает, что они умеют творить. Рискну предположить, что для них также не вызывает сомнений тот «факт», что наличие определенной марки компьютера хорошо говорит об их умственных способностях. Еще один факт в копилку – большинство владельцев спортивных машин считают, что они хорошо водят автомобили (ошибочное суждение, но крайне распространенное). Мало кто покупает спортивную машину, чтобы признаться в том, что водит на среднем уровне. Это скорее подтверждение обратного и самообман, который с удовольствием поддерживают сами производители таких автомобилей. Реклама кричит о том, что садясь за руль такой-то машины, вы почувствуете себя гонщиком таким-то. На ум сразу приходит рекламный слоган «почувствуй себя Шумахером». Набрав фразу в поисковике, вижу, что не одинок в стереотипном мышлении. Для того, чтобы хорошо водить автомобиль, надо учиться этому. Это не только количество проведенных за рулем часов, но и треки, на которых тренеры могут показать, как в различных условиях можно управлять машиной. С покупкой даже самого наилучшего и технологичного автомобиля вы не получите умений для управления им на уровне профессионального гонщика. Не стоит верить рекламе. Равно как и покупая в конце 1990-х годов компьютер Apple, вы не становились похожими на тех героев нашего времени, что показывали в рекламе Think Different.

В целом, рекламщики уже увлеклись созданием воображаемых ценностей, которые не имеют ничего общего с реальностью. Обидно, что люди с удовольствием потребляют эту клюкву и удивляются, когда обещанное оказывается просто неправдой. Это также психологическая особенность сознания человека. Пример из совсем недавнего прошлого - это реклама кроссовок Skechers Shape-Ups. В рекламе обещали, что не прикладывая никаких усилий, каждый сбросит вес, усилит мышцы ног. Достаточно просто ходить в этих чудо-кроссовках.

В мае 2012 года федеральная торговая комиссия США вынесла штраф за преднамеренный обман покупателей, общая сумма штрафа в адрес компании – 40 миллионов долларов.

Можно ли назвать покупателей таких чудо-кроссовок глупыми? Думаю, что нет, так как они - продукт нашего времени. Мы привыкли, что нам обещают невыполнимое, и очень часто здравый смысл отказывает. Поэтому появляются творцы с хорошими фотокамерами, для которых четкость картинки и количество мегапикселей прямо пропорциональны творчеству. Это стереотипы, которые насаждаются в той или иной мере в большей части рекламного мусора от разных компаний. Купи компьютер такой-то - стань лучше и умнее.

Подмена понятий. Купить компьютер можно за пару минут. А вот потратить время на свое образование, изучение наук и так далее - это дело не часов или даже дней, а месяцев и лет. Тяжелый путь. Намного проще потратить деньги на технологическую игрушку, которая превращает вас в другого человека. В вашу умную копию. Во всяком случае, многие надеются, что это показывает ваш ум в глазах окружающих. Но это не так. Встречают по одежке, а провожают по уму. Эта пословица прекрасно описывает то, что электронные устройства - это инструменты, которыми было бы неплохо еще и научиться пользоваться.

Выбирать нужно те устройства, что подходят вам и вашему образу жизни, не рассчитывая, что они неожиданно превратят вас в певца или композитора. Хотите напоследок еще один пример ровно того же обмана, который насаждается в культуре и активно рекламируется? Программа Songify, в ней зачитанный вами текст превращается в подобие «песни». Не умеете петь? Не беда. Не нужно и не стоит учиться. Эта программа сможет все сделать за вас. Уверен, что в будущем появится еще большее число подобных программ, которые будут реализованы на еще более качественном уровне. Массовая культура сегодня насаждает идеалы, прямо противоположные упорному труду и обучению, рекламирует легкое достижение целей с помощью всевозможных костылей. Проблема только в том, что эти костыли позволяют быстро достичь с нуля определенного уровня. Но затем - потолок, через который перепрыгнуть невозможно, так как для этого нужно учиться. Вопрос только в том, что выбираете вы – костыли или медленное изучение вопроса, которое в итоге позволит добиться успеха в той или иной области.


Последний пример из жизни и совсем не про электронику. Из СССР очень многие жители эмигрировали в Германию. В первый десяток лет всем выдавали очень большие социальные пособия, на них можно было достаточно скромно, но комфортно жить. Однако работая, люди вынуждены были моментально платить огромные суммы социальных выплат, и это становилось невыгодно. Кто-то выбрал жизнь на социальные пособия и отказался работать, это казалось отличной идеей – они обманули систему. Но в один прекрасный день все эти пособия закончились, их просто резко сократили. И им пришлось, потеряв годы все-таки идти на работу и начинать идти по пути, которым прошли другие люди бывшие в тех же условиях. На мой взгляд, эта история сильно перекликается с тем, что мы видим в развитии общества сегодня – кто-то выбирает костыли, а кто-то пытается глубоко изучать вопросы и технику, осваивать ее. Кто-то покупает технику, следуя культуре электронного карго, а кто-то выбирает ее осознанно. Все мы разные, но лично мне ближе те люди, кто пытается думать всегда и во всех ситуациях.

К содержанию >>>

Nokia World и официальная смерть Symbian – отказ от разработок

В Nokia решили перенести основное мероприятие компании – Nokia World - на 5-6 сентября, ранее предполагалось, что событие состоится 25-26 сентября. Перенос сроков связан с тем, что именно в эти числа будут объявлены Windows Phone 8 и первые продукты на ее основе. Выбор для проведения Nokia World Хельсинки также не случаен. В Nokia хотят показать, что компания остается финской, несмотря на все изменения, что произошли за это время. Думаю, что это сомнительное удовольствие.

Другой момент – попасть на мероприятие можно только по приглашению, оно будет значительно меньше, чем предыдущие Nokia World. В Nokia отмечают, что переходят от идеи больших мероприятий к небольшим. На мой взгляд, это ясно позволяет понять, что компания пытается, с одной стороны, генерировать больше информационных поводов, а с другой стороны, никаких крупных анонсов в ближайшее время нам ждать не приходится. Ничего, что нас потрясет до глубины души.

Другая новость стала ожидаемой, это о том, что в Nokia не умеют держать свои обещания и поддержка Symbian до 2016 года, обещанная ровно год назад, оказалась пустым звуком и попыткой поддержать падающие продажи смартфонов. Приведу новость с нашего сайта, в ней все сказано:

«Как сообщил менеджер по маркетингу продуктов Nokia в Южной Европе Матиас Фиорин (Product Marketing Manager for Nokia South Europe Mathias Fiorin), компания отказалась от разработки последней версии ОС Symbian – Nokia Carla. О таком решении он сообщил представителям итальянского фан-сайта компании Nokialino. Он сообщил, что Nokia Carla известна теперь как Feature Pack 1. И это не просто смена названия: обе версии Feature Pack (FP1 и FP2) не принесут в операционную систему значительного обновления. Фактически, Nokia Belle – последнее в мире официальное крупное обновление ОС Symbian. Поддержки HD-экранов и двухъядерных процессоров для данной ОС не будет выпущено».

Чего и следовало ожидать. В компании с молотка уходят все активы, которые можно быстро продать. В середине апреля в Nokia также приняли решение отказаться от голограмм на аккумуляторах, так как они стоят для компании слишком дорого. Ранее компания уже отказалась от системы проверки подлинности аккумуляторов и нанесения логотипа компании на карты памяти (стоит копейки, но для Nokia дорого). В целом, можно констатировать, что разрушение компании идет по плану, у нее не остается продуктов, которые были бы привлекательными для потребителей.

Внеклассное чтение:

P.S. Хорошей вам недели. В ближайшие дни я нахожусь в Минске, желающие познакомиться могут найти меня в твиттере, предварительно во вторник мы планируем устроить небольшие посиделки за кружкой чая, пива, кофе. Удачной недели.

Обсуждение на форуме >>>

К содержанию >>>

Ссылки по теме

Бирюльки №170. Дизайн телефонов – куда исчезли все дизайнеры и чувство прекрасного

Бирюльки №171. Почему люди притворяются, что говорят по телефону

Бирюльки №172. Цена Nokia 808 PureView – торжество глупости

Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Twitter
Опубликовано — 28 мая 2012 г.

Блог MrMurtazin.com

Просмотров: 571 | Добавил: АЛЕКСандр6742 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: