Главная » 2012 » Июнь » 12 » Бирюльки №175. Nokia будет продана Samsung? Покупатель не в курсе
09.25.21
Бирюльки №175. Nokia будет продана Samsung? Покупатель не в курсе

Хорошая неделя, но главное, в России опять какие-то несуразные праздники. Мы то отдыхаем, то работаем. Рваный ритм заставляет подстраиваться под эти праздники, а ведь впереди еще и отпуск. Я практически пропустил CompuTex, на нем было много прототипов планшетов на Windows 8 RT и ARM-архитектуре. Очевидное достижение – нет вентиляторов, нет шума, возросло время работы. Но оценивать эти планшеты пока рано, поэтому и говорить о них особо не буду, до осени многое улучшится.

В спокойном режиме дописываю обзор Samsung Galaxy S3, снял еще несколько видео, с которыми можно познакомиться на нашем канале.

Перед тем, как перейти к темам, которые привлекли мое внимание, от души рекомендую вот эту статью о предсказаниях IDC. В статье не поленились разобрать предыдущие прогнозы IDC относительно рынка смартфонов и доказать, почему любые прогнозы компании сегодня не лучше, чем гадание на кофейной гуще. Читайте – уверен, что вы получите такое же удовольствие, как и я.

Также мне показалось забавным, как решили визуализировать преимущества (в данном случае мнимые, так как сравнение притянуто за уши) процессоров в Qualcomm. На телефоны положили кусочки масла и показывали, как оно тает. Чем не тест?

Содержание:

  1. Nokia будет продана Samsung – курс акций растет, как и глупость
  2. Сенсорные Nokia Asha – лучше поздно, чем никогда

Nokia будет продана Samsung – курс акций растет, как и глупость

Порой мне кажется, что здравый смысл отказывает, и на свет рождаются химеры, которые в течение нескольких недель захватывают воображение людей, чтобы потом исчезнуть без следа. Одной из таких химер стала на прошлой неделе информация о том, что компанию Nokia может купить Samsung, даже назвали стоимость подобной сделки – около 15 миллиардов долларов, что выше текущего курса акций Nokia. Все стороны отказались комментировать слухи, а в Reuters, однако, этот слух запустили, благо он исходит от источников, близких к одной из компаний. И за счет него увеличили стоимость акций Nokia аж на 6 процентов. Достижение неплохое, но учитывая, что акции все равно падают и будут падать, то рассматривать его как долгосрочное точно не стоит. Да и источник в общем-то понятен, это падающая в пропасть Nokia, которая пытается остановить свое падение любой ценой, даже подобными слухами.

На моей памяти игра в продажу той или иной компании происходила неоднократно, причем эта игра биржевая, никакой иной подоплеки у нее нет. Например, слухи о продаже мобильного подразделения Motorola появлялись неоднократно в 2008-2009 годах, чтобы оказаться неправдой (даже такие переговоры в тот момент не шли с теми компаниями, что обсуждались в эти слухах). Рынок часто выдает желаемое за действительное, словно подталкивая компании к принятию подобного решения. Но на практике, как правило, это все-таки игра на бирже. На слухах о продаже пытаются заработать многие инвесторы, так как это спекуляции, которые приносят немедленные барыши или потерю денег, в зависимости от того, как сложится ситуация. К сожалению, говорить о том, что большинство инвесторов способны здраво оценить положение компаний, их перспективы и другие факторы, нельзя. Они руководствуются общими соображениями, и зачастую их игра на бирже сродни игре в рулетку – повезет или нет.

Исходя из здравого смысла, я попытаюсь объяснить, почему для Samsung покупка Nokia не просто не нужна, но и вредна. Для простоты понимания разберем пять основных пунктов:

  1. Социальная ответственность. Покупка любой компании означает, что вы принимаете на себя все обязательства перед сотрудниками и берете их на довольствие. Это, в свою очередь, приводит к тому, что вы должны платить им зарплату, выплачивать пенсии, которые они заработали на своем старом месте работы, и так далее. Это огромная нагрузка, которая способна погрести под собой очень успешные компании. Например, в Nokia, избавляясь от Symbian, не смогли просто так уволить разработчиков и инженеров, их перевели в компанию Accenture, которая уже не имела никаких обязательств перед людьми. Заключались новые контракты, в рамках которых никаких особых обязательств не было, это своего рода растянутое увольнение, с минимальными выплатами для Nokia. К сожалению, можно говорить о том, что штат Nokia до сих пор раздут, во многом он дублирует структуру Samsung (логистика, дистрибуция и так далее). По самым скромным подсчетам, около 90 процентов сотрудников Nokia выполняют те же функции, что и уже существующие сотрудники Samsung. Возникает вопрос, а в чем заключается эффективность при покупке компании, если вам нужно почти в два раза увеличить фонд зарплат, при этом никаких новых сотрудников, что поведут вас вперед, вы не получите. С точки зрения здравого смысла это прямая дорога в никуда. Поэтому те, кто говорит о том, что купить другую компанию и закрыть ее как своего конкурента может быть дешево, забывают о социальной составляющей – она стоит безумных денег и с точки зрения законов разных стран сотрудники имеют очень неплохую защиту. Уволить их просто так не получится.
  2. Покупка доли рынка. Очень часто одна компания покупает другую для того, чтобы увеличить свою рыночную долю и стать, например, номером один в своем сегменте. При таких амбициозных целях, которые являются политическими, очень часто закрывают глаза на бизнес-составляющую и последствия для компании, которая поглощает своего конкурента. Классическим примером можно считать слияние Compaq и HP, которое принесло HP потерю первого места на рынке ПК в пользу Dell. После слияния последовали массовые увольнения сотрудников Compaq, неразбериха с продуктовыми линейками и весь букет неприятностей, которые только можно вообразить. Тем более что в нашем случае компания Samsung уже является номером один как на рынке телефонов, так и в сегменте смартфонов. Покупка Nokia приведет не к росту рыночной доли, а к ее сокращению в долгосрочной перспективе (вспоминаем HP). В глупых шагах Samsung замечен не был.
  3. Патенты – это то, что важно для Samsung. Это утверждение стало популярным в 2011-2012 годах и с точки зрения обывателя отражает восприятие компании Nokia, которая, в отличие от Samsung, стояла у истоков мобильной связи. По мнению среднестатистического человека, стоять у истоков - автоматически означает обладать сакральным знанием, которое поможет любой компании добиться успеха в сложных рыночных условиях. Например, для Samsung это будет означать, что воспользовавшись патентами Nokia, они смогут создавать нечто сногсшибательное. Но стойте, что такое? Ведь Samsung уже создает сногсшибательные продукты, а Nokia этого сделать не может. Быть может, дело не в патентах и не только в них? Выступая перед студентами, я вспоминаю один из рассказов Бормора, в котором говорится о поисках абсолютного оружия. В легендах рассказывалось о том, что на удаленном острове, в пещере, погребено оружие немыслимой силы. И когда его находят, оказывается, что это каменный топор. В контексте первобытной общины это и правда было оружие огромной силы. В Nokia, к сожалению, до сих пор играют в шашки, в то время как в Samsung давно приступили к шахматам. С точки зрения патентов, полученных в 80-е годы прошлого века, Nokia является несомненным лидером. С точки зрения современных устройств и технологий в Nokia отстают от рынка на годы. Впрочем, даже если посмотреть на кумулятивную статистику с 1995 года, то окажется, что Samsung уже второй по числу патентов. В последние годы он - безусловный лидер по числу патентов, получаемых ежегодно. Безусловно, если для коллекции и истории в Samsung захотят потратиться на покупку патентов Nokia, то они смогут это сделать. Но никакого практического интереса патентный портфель от Nokia не представляет (лукавлю, у Nokia есть интересные патенты, но их проще и дешевле обойти, чем покупать все скопом за большие деньги).
  1. Заводы. У компании Nokia самое большое количество заводов, производящих мобильные телефоны, многие из них Nokia закрывает. Для растущих потребностей Samsung якобы нужны производственные мощности. Критики это предположение не выдерживает вовсе, так как вместо адаптации заводов, расположенных в разных регионах мира, для Samsung проще открывать новые заводы (и дешевле) в Юго-Восточной Азии. Используя для этого не устаревшее оборудование, стоящее на фабриках Nokia, а сверхсовременные линии. Так что, и этот пункт отпадает.
  2. Любая ересь, которая придет вам в голову. Как вы понимаете, пятым пунктом, может идти буквально, любая ересь, какая только может прийти вам в голову. Причина в том, что люди, рассуждающие о покупке одной компании другой, как правило, выдумывают множество причин, и обсуждать каждую из них крайне тяжело. Многие просто не имеют никакого отношения к действительности.

Один факт, который может служить подтверждением вышеизложенного. В свое время при продаже Siemens Mobile компания Siemens пообещала BenQ 300 миллионов евро. Все говорили о том, что BenQ покупает Siemens Mobile, но на деле она получала этого производителя в дар, к тому же, в дополнение еще давали и деньги. Это была не коммерческая сделка, а возможность для Siemens за малые деньги избавиться от проблемного актива. К сожалению, для Nokia у нее основной бизнес - это производство мобильных телефонов, в то время как инфраструктурное направление не так сильно. Поэтому смерть телефонного направления автоматически будет означать проблемы для всей компании.

В 2012-2013 году единственным выходом для выживания компании станет дробление подразделений на независимые или условно-независимые компании с возможной продажей отдельных компаний. В настоящий момент внутри Nokia прорабатывают именно этот вариант развития ситуации. В нем становится легкой и возможной продажа Microsoft тех разработчиков и того количества патентов, что нужно именно Microsoft. Говорить о том, что Nokia способна сохранить себя как единую компанию, нельзя. Если вариант с дроблением актива не пройдет (нечто подобное мы видели на примере Motorola), то Nokia ждет просто финансовый коллапс, так как прокормить себя производитель больше не может.

В качестве довольно интересного кусочка мозаики предлагаю вам оценить, насколько успешны продажи Nokia Lumia в мире. В России они крайне успешны, если говорить о том, что у нас продано более 10 процентов мировых поставок Nokia Lumia. Рынок просто наводнен этими аппаратами, это одна из последних масштабных операций Nokia в России, больше на такие подвиги компания не способна. Впрочем, этот подвиг по продвижению пары моделей уже вылился вот в такие объявления в регионах.

Фото нашего читателя из Ростова @Kendr17

А теперь давайте обратимся к статистике IDC, которая неожиданно появилась в New York Times. Согласно отчету IDC, в первом квартале 2012 года на рынок было поставлено 2.2 миллиона штук смартфонов Lumia, это продажи по всему миру в адрес партнеров (не розничные продажи). На мой взгляд, говорить о безусловном успехе этого продукта нельзя, так как продажи, мягко говоря, невелики. Для сравнения продажи Apple iPhone за тот же период времени составили 37 миллионов штук. Требуются ли какие-то еще пояснения? Или разница очевидна и вполне справедливо бьет по глазам карикатурностью продаж Nokia?

К содержанию >>>

Сенсорные Nokia Asha – лучше поздно, чем никогда

Около трех лет назад на рынке начался бум сенсорных телефонов в бюджетном сегменте. Некоторые компании, например, Samsung сделали огромные продажи на таких моделях как Star, Corby и увеличили свои продажи. Адекватного ответа со стороны финского производителя не было, в Nokia очень долго запрягали коней. Как результат, для Nokia стало необходимым снижать цены на свои Symbian-смартфоны. Например, в данный момент стоимость Nokia 5228 в Связном составляет 3 790 рублей, что меньше ста евро. Попытка создать на платформе S40 модели серии Touch&Type с клавиатурой и небольшим сенсорным экраном провалилась. Люди выбирали полностью сенсорные телефоны, не смотрели на подобные гибриды.

Что же в итоге предложила Nokia? Бюджетные сенсорные телефоны. Спустя три года после того, как бум таких решений прошел. Надо отметить, что примерно два года компания игнорировала рынок двухсимочных аппаратов, но в итоге тоже пришла на него – но занять значительную долю там уже не смогла.

Итак, в Nokia объявили три аппарата семейства Asha (понятно, что это, в первую очередь, продукт для Индии, а также России, другие страны в меньшей степени в фокусе). Начнем с простых аппаратов – Nokia Asha 305/306. Основное отличие в том, что в 305 модели есть слот для двух SIM-карт, пользователь может из меню переключаться между ними (никакой одновременной работы двух карт нет и в помине, это де-факто держатель для второй карты). В 306 также добавили Wi-Fi. В остальном характеристики моделей совпадают.

Впервые на моей памяти в Nokia не выкладывают все характеристики для своих новых моделей, стыдливо забывают сказать о разрешении экрана, указывая только его диагональ в 3 дюйма. Понятно, что разрешение в 240х400 точек выглядит очень небольшим, но с другой стороны, для бюджетных моделей оно вполне допустимо. Для чего скрывать это? Боязнь отпугнуть покупателей, желание поиграть в ними в маркетинговые игры? Причем, это не единичная ошибка, во всех коммуникациях Nokia старается не указывать разрешения экрана для этих аппаратов, мне пришлось залезать на сайт для разработчиков, чтобы узнать его.

Другие характеристики обыденны – 2-мегапиксельная камера без автофокуса, наличие карт памяти microSD, музыкальный плеер и радио, разные цвета корпуса. Но главное, что в Nokia посчитали, что не выиграют у существующих решений, и щедро предложили 40 игр от Electronic Arts в комплекте с телефоном. То есть, эти игры можно получить бесплатно, что повышает ценность телефона на развивающихся рынках, где не видели более интересные решения или не знают, что такое смартфоны.

В Asha 311 установили 3.2-мегапиксельную камеру, тот же экран, плюс, это аппарат 3G, в остальном - все то же самое.

Теперь самое интересное, это цены и сроки. В июле на рынке появится Asha 305 – цена 63 евро (85 долларов, все без учета налогов). В официальном пресс-релизе говорится, что продажи начнутся во втором квартале 2012 года, но судя по прайс-листу Nokia, отгрузки будут в конце июня, а значит, реальные продажи придутся на июль. Две других модели заявлены на третий квартал, значит, они появятся около августа, а возможно, что и позднее. К сожалению, никто особо не ждет эти аппараты, так как их стоимость будет 68 и 92 евро, что делает их не слишком конкурентными с уже существующими недорогими решениями. Не очень понятно, чего Nokia ждала три года, но в итоге гора родила мышь. На мой вкус, говорить о том, что эти модели что-то могут изменить в судьбе компании или сделать ее успешной, нельзя. Красочные снаружи, но не слишком привлекательные в целом устройства. В Nokia это понимают. К сожалению, у компании нет даже средств для того, чтобы продвигать эти модели, поэтому они затеряются на фоне конкурентов.

Внеклассное чтение:

P.S. Уж не знаю, почему, но неделя, видимо, прошла спокойно, и основные новости были от Nokia, не обессудьте. Через год мы сможем уже не обсуждать эту компанию. Удачи и хорошего вам настроения на неделе. А я ушел в отпуск, хотя и планирую оттуда писать заметки, статьи, выкладывать материалы. Удачи.

Обсуждение на форуме >>>

К содержанию >>>

Ссылки по теме

Бирюльки №172. Цена Nokia 808 PureView – торжество глупости

Бирюльки №173. Купи MacBook – стань умнее, чем окружающие

Бирюльки №171. Почему люди притворяются, что говорят по телефону

Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Просмотров: 535 | Добавил: АЛЕКСандр6742 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: