Главная » 2014 » Август » 11 » Бирюльки №289. Эмоции от закрытия контрактов МТС - крохоборство
11.44.34
Бирюльки №289. Эмоции от закрытия контрактов МТС - крохоборство

Привет.

В мире вокруг нас происходит много тревожного и порой непонятного, а на уровне России чиновники соревнуются в соревновании по бесполезности своих задумок. То ли запретили, то ли нет, бесплатный WiFi в общественных местах, для него якобы нужно показывать паспорт. Стали разбираться и выяснилось, что не нужно – но возник вопрос для кого этот закон создавали, так как он ровным счетом ничего не решает. Одни загадки. Но эмоций вызвала эта история множество. Останавливаться на этом вопросе не буду, а начну с истории операторов, залезу на территорию Сережи Потресова и во многом повторю то, что он многократно рассказывал на наших страницах. Но ведь это мой опыт, который и пробуждает эмоции и после посещения магазина оператора так и хочется воскликнуть, - твою мать!

Содержание:

  1. Операторские проделки – организованные поборы против выгодных сделок
  2. Невообразимое – что будет в качестве Next Big Thing от Apple и Samsung
  3. Сентябрь – изменение рынка смартфонов, герои по 2990 рублей
  4. Microsoft Surface и другие новости корпорации – улыбаемся и машем
  5. Вильнюс – маленькая европейская столица и продажи устройств
  6. Прощайте электронные книги от Sony – мои воспоминания

Операторские проделки – организованные поборы против выгодных сделок

Раз в полгода по каким-то причинам мне становятся нужны дополнительные SIM-карты, то родственники приедут погостить на неделю, то дети потеряют свои или потребуют вставить в дополнительный телефон или игрушку. Так вышло, что самый простой путь, это зайти в магазин МТС, он находится в моем доме. Вышел из подъезда и через минуту ты в нем.

Обычно мне в нагрузку к одной SIM-карте дают еще и вторую. Стоимость SIM-карты рублей 50, можно выбрать тарифный план – все как обычно. Дополнительные карты беру впрок, но почти никогда руки не доходят вставить их в телефон или куда-то еще. Когда людей немного, интересуюсь сколько SIM-карт висит на мне, а также закрываю эти контракты. Каждые полгода оказывается, что у меня примерно 4-5 карт, из них одна или две были в использовании, а оставшиеся просто лежали без дела. Я их даже не отламывал, этакие сувениры.

И каждый раз ругаю себя за то, что взял эти карточки в МТС, так как на них набегает минус. На предоплатных картах, которые я никогда никуда не включал набегает отрицательная сумма! Мне кажется это самый приятный для оператора способ обуть абонента на небольшие, но гарантированные деньги. Как сказала девочка-продавец, у вас включился на этих картах «Гудок», он был бесплатен две недели, а потом за него стали брать деньги. Она затруднилась объяснить, как счет может стать минусовым. Пожала плечами и сказала, что я такой не один.

Скажу по памяти, что за четыре карты я заплатил 168 рублей, минимальный минус был один рубль, максимальный кажется рублей 60. Не бог весть какая сумма, но сам подход обиден – вроде бы и правительство разъясняло, что операторы не могут брать деньги в минус, должны прекратить оказывать услуги и минкомсвязи талдычило то же, но Васька слушает и ест.

Не претендую на истину в последней инстанции, но кажется в МТС залезают в небольшой минус не случайно – суммы небольшие, за такие не пойдешь в суд, не будешь тратить время на разбирательства с абонентской службой. Но осадок остается пренеприятный, расстраивает отношение. Неужели это так важно? Думаю, что побороть такую проблему легко – на смысловом уровне это проблема. Репутация МТС как компании списывающей деньги просто так, давно ушла в прошлое. Но вот такие казусы подпитывают то старое восприятие и играют против всего рынка в целом. Мне подобный бизнес-подход совсем не импонирует.

Другая история из той же серии, которую можно смело назвать пчелы против меда. Какое-то время назад Вымпелком собрал журналистов, чтобы рассказать о новых тарифных предложениях для корпоративных клиентов. Пошел на это мероприятие, так как оно звучит само по себе абсурдно для любого кто мало-мальски разбирается в том, как работают все российские операторы. У них нет сформированных корпоративных предложений, как четко зафиксированных и высеченных в камне навсегда цен и объемов услуг. Любая компания, даже самая маленькая может получать для корпоративной связи персональные скидки, иногда это становится очень выгодно. Для крупных клиентов действуют и вовсе уникальные предложения, некоторые тендеры выигрывают в минус и ради престижа – как пример приведу связь для Совета Федерации. Бизнеса там нет, зато престижно. Можно рассматривать такие примеры как некие рекламные акции операторов.

Извращенная привлекательность российского рынка операторов заключается в том, что руководители на местах могут определять ценовую политику – в зависимости от текущих нужд и конкурентной ситуации. И не только для корпоративного сегмента, но и для обычных тарифов. Выходит порой смешно и возникает трансгородская торговля. Обычно мы говорим о трансграничном перемещении товаров, когда из одной страны в другую почтой заказывают товар и выгодно потирают руки, сэкономив 30-70 процентов от местной цены. С услугами примерно также. Жители Москвы платят за связь намного дороже, чем остальная страна. Чем меньше город, тем вкуснее условия связи. Вот и возникает перемещение SIM-карт из одного города в другой.

Хотите пример вкусного предложения? Мой знакомый искал SIM-карты с максимально доступным трафиком и вменяемыми тарифами. Нашел несколько предложений в России, которые он может использовать в Москве. Лучшим оказалось предложение от Билайн в Твери. Полный безлимит Хайвей стоит 590 рублей в месяц. Настоящий, честный безлимит – никаких ограничений скорости, проверено уже и на практике. За 10 рублей в день можно включить роуминг по всей стране – итого еще 300 рублей. Меньше, чем за 900 рублей вы получаете неограниченный трафик на сети Билайн по всей России. Хорошее предложение? Для каких-то сценариев и применений, безусловно. Не лучшая сеть по качеству передачи данных, особенно в Москве, но за такие деньги, это отличное предложение.

Что будет дальше? А дальше кто-то посчитает и увидит как много тверских карт расползлось по стране и решит, что они генерируют убытки компании. И их в одностороннем порядке отключат или честный безлимит превратят в свою жалкую копию с ограничением скорости и трафика. Это вполне нормальная практика у операторов. К чему это я? Да к тому, что в корпоративных предложениях, которые должны быть в теории дешевле, самый большой пакет трафика это 30 ГБ и стоит он дороже, чем то, что можно купить в Твери. Вот такая арифметика получается. Причем бизнес на SIM-картах давно стал довольно успешным, они переезжают из одного города в другой, оформляются на подставных людей и все ради той заметной выгоды, что получается из-за разности условий.

Пресс-конференция Билайн была отнюдь не скучной, в частности, на ней я узнал официальную статистику компании о количестве спама в 2013 году. Напомню, что смена менеджмента привела к тому, что компания вступила в непримиримую борьбу с собой. Билайн многие годы продавал пакеты SMS для спамеров, поэтому борьба с нежелательными рассылками выглядела как стрельба себе в ноги. Одни люди продавали SMS, другие боролись с последствиями. В 2013 году абонент получал 12 спам сообщений в месяц в среднем. Фантастическая цифра! Официально озвученная. К сентябрю 2014 года борьба должна снизить это число до 1 сообщения в два месяца, это то, что прорвется через заслон оператора. Как пассивный абонент Билайн (телефон лежит включенный, принимает звонки и переадресует их, получает SMS), могу подтвердить, что количество спама с приходом новой команды резко пошло на спад. Приятно, что в компании несмотря на потерю выручки смогли побороть негативные явления внутри себя. Это можно только поддержать. Любопытно, что тот же Мегафон сейчас пропускает большое число спама с обычных номеров, сообщения не фильтруются – особенно достают SMS из Моего Мира от нашего интернет-автоваза.

Эмоцией поделился, стало легче. Но от души советую читать статьи Сережи Потресова, так как для людей понимающих они будут посильнее любого детектива. Никогда не забуду, как после невинной статьи о мошенниках (стандартной правды-матки в Сережином стиле), мне пришлось эвакуировать семью и себя, жить под охраной и уважаемые люди решали вопросы на миллиарды рублей. Которые мошенники в итоге потеряли. Возможно, что как-нибудь по прошествии лет, смогу рассказать эту историю в лицах и красках. Хороший опыт и главка для мемуаров. Но покой нам только снится.

Невообразимое – что будет в качестве Next Big Thing от Apple и Samsung

У меня есть друзья, встречи с которыми порой дают новую точку зрения на привычные события на рынке. Возьмем к примеру тот факт, что последние несколько лет Samsung и Apple завалили друг друга в судах взаимными претензиями. История началась еще при Стиве Джобсе и продолжалась долгое время. На днях компании заявили, что отказываются от судов вне США, снимая претензии. Причина простая, они не могут достигнуть выигрыша – зарабатывают на этом конфликте только юристы.

За последние пять лет обе компании развивались сходно, более того перед ними сегодня стоят одинаковые задачи и проблемы. Оба производителя теряют рынок под натиском дешевых Android-смартфонов, с которыми не могут бороться никак. Причем для Samsung ситуация осложняется тем, что компания умеет создавать железо, но довольно слаба в программировании, создании платформ. Объективный факт заключается в том, что как Apple, так и Samsung воюют против одних и тех же противников. При этом обе компании также пытаются ослабить собственные позиции, позиционируя свои флагманы друг против друга. Может ли быть воображаемая ситуация в которой эти компании объединятся против всех, чтобы остановить падение собственных долей рынка? Безусловно. Давайте на минутку вообразим, что нечто подобное случится и попробуем придумать, как обе компании могут противостоять засилью дешевых устройств. К слову сказать, это наша следующая тема в Бирюльках, о том, что случится в сентябре с рынком смартфонов.

На всякий случай повторюсь – ситуация, которую мы рассматриваем, воображаемая. А то порой из Бирюлек выхватывают какие-то куски другие издания, создают «сенсации» обрубив основную часть мысли или исказив ее. Тут сенсации нет, исключительно разминка для мозгов.

В Apple борются не за долю рынка, а за деньги. И пока преуспели в этом, так как при падении процента рынка и незначительном росте продаж в штучном выражении, прибыль держится на высоком уровне. Но средняя цена iPhone неуклонно падает, этот процесс ускорился за последний год. В прошлом выпуске мы обсуждали, что бюджетные iPhone становятся тем продуктом, что продается лучше всего. И эти бюджетные iPhone уже существуют в виде старых моделей. Но и для них емкость рынка исчерпана.

Как может Apple заработать на iOS еще больше? Пожалуй, что никак – все очевидные способы использованы. Экосистема забита под завязку, конкуренция с Play Store такова, что яблоку негде упасть и средняя стоимость приложения стремится к нулю. Продаются дополнительные услуги. С устройствами также все ясно – продажи планшетов падают в штучном выражении, iPhone незначительно растет, но скоро и этот рост сойдет на нет, если в Apple не уйдут в другие ценовые сегменты. Для выигрыша над Google, который является прямым противником Apple нужно резкое распространение большого числа iOS устройств, которого компания не сможет добиться никак. Ни при каких обстоятельствах – это реальность нашего мира. И выпуск умных часов, приставок для ТВ, никак этого не изменит. Может поменяться кусочек рынка, но глобально ситуация останется ровно такой же.

Для Samsung мы видим ровно ту же историю – падение доли рынка, в каких-то сегментах катастрофическое. Конкуренцию с дешевыми китайскими телефонами компания выдержать не может. А различные программы Google, такие как Google One, Google Silver, только усиливают падение Samsung, нивелируют разницу с другими. Что же получается, выхода нет?

Парадоксально, но для Samsung и Apple такой выход есть в совместном альянсе. Если каким-то образом Apple сможет отдать Samsung свою iOS, то последний резко увеличит продажи устройств, как результат, распространение iOS станет шире. При этом пересекаться продажи будут только в топовом сегменте, где сегодня компании и борются на равных. Звучит фантастически, но чем больше я думал об этом, тем привлекательнее мне казалась эта мысль. Как ни крути, но выигрыш в такой ситуации будет на стороне обеих производителей – у Samsung рост продаж железа. У Apple рост экосистемы, как следствие, они начнут противодействовать Google и вышибут у последнего довольно значимый кусок рынка. Китайские производители не превратятся в одночасье в тыкву, но им придется конкурировать не с тем же самым Android, а уже с iOS, то есть отличающейся платформой. И тут будет сложно.

Полный контроль над iOS останется на стороне Apple, лицензионные отчисления от Samsung дадут дополнительную прибыль. Де-факто обе компании совместно вырастут в продажах. Это выигрышная стратегия.

Но чтобы такое случилось, на рынке должно произойти очень многое и сложно предположить, что это будет так. Но сами подумайте, что обе компании могут выиграть от такого сотрудничества и выйти на принципиально иной уровень контроля рынка. И обезопасить себя на лет десять от притязаний других конкурентов, а Samsung так и вовсе обретет независимость от Android и будет развивать обе линейки продуктов. Но это пока только упражнения для разминки мозгов, никаких подобных договоренностей нет.

К содержанию >>>

Сентябрь – изменение рынка смартфонов, герои по 2990 рублей

Кризис или не кризис, это не играет роли – диалектика развития рынка такова, что розница жаждет продавать недорогие аппараты. Операторы вносят свою лепту, они тоже считают, что именно недорогие аппараты способны обеспечить им объем продаж и привлечь потребителей к их услугам. Пожалуй, первым громким проектом такого рода в России со стороны операторов стал Мегафон Логин.

МегаФон Login 1

Второй Логин также отличают высокие продажи, а попытка создать сразу два предложения, добавив к самому дешевому Логину еще и Оптима, которая имеет больше экран, де-факто провалилась. Потребители не смотрят в сторону Оптима, у Мегафона огромные проблемы в реализации этого продукта от Alcatel и причина ровно в одном – выигрывает самая низкая цена, даже при чуть худших характеристиках. Скоро на рынке появится новое поколение Логин, в котором повторится ровно та же история – низкая цена, хорошие характеристики.

В компании МТС научились противостоять Логин и сделали это с определенной выдумкой. Оператор не заказывает одну модель телефона и не берет ее под своей маркой, напротив, покупают разные модели телефонов от производителей второго эшелона и ставят их в рамках акции (нулевая маржа для оператора, но продажи SIM-карт в комплекте). Красивая история, которая оборачивается продажами в штучном исполнении.

Если в данный момент самый интересный сегмент рынка для розницы был в районе 5000 рублей, то в сентябре он уйдет в 3000 рублей. И для этого есть множество причин, одна из основных, это изменение характеристик недорогих продуктов. Типичный Android-смартфон осени 2014 года за 2990 рублей предложит вам экран диагональю 4.5 дюйма, HD-разрешением, приличный чипсет внутри и 512 МБ оперативной памяти. Кое кто из малоизвестных марок даже сделает эти характеристики еще лучше. Отличие будет на уровне дизайна, марки, качества исполнения. Но можно точно сказать одно, что сегмент в 5000 рублей за полгода будет убит, рынок резко уйдет вниз с точки зрения цены. Например, программа Google One в этом аспекте начинает выглядеть не так интересно – устройства должны стоить в диапазоне 4-5 тысяч рублей, именно так получалось на момент анонса. Но к моменту их выхода поздней осенью, они начнут проигрывать по спецификациям десятку моделей, которые уже будут продаваться за те самые 3000 рублей.

Рынок смартфонов удивительным образом трансформируется, вполне приличные устройства начинают стоить неприлично мало. И это хорошо с точки зрения потребителя, так как вы не переплачиваете за марку, выбираете чистый Android с некой функциональностью. Не стоит ждать отличной камеры, но размер экрана, быстродействие – все это довольно на хорошем уровне.

Думаю, что соревнование бюджетных смартфонов приведет к ряду негативных последствий. Доля крупных компаний, например, Samsung упадет еще больше – у производителя просто нет аналогичных решений и они не могут конкурировать с этим сегментом рынка. Ровно то же самое можно сказать про Sony, HTC. Но и давно известные «китайцы» испытывают трудности в конкуренции с новичками рынка и их предложениями, они уже ушли в чуть более высокий ценовой сегмент. Например, у Explay наблюдается резкое снижение поставок и как следствие продаж. Причина в отсутствие инвестиций со стороны Связного, но первопричина в том, что конкуренция обострилась настолько, что поддерживать какого-то одного производителя, нет никакого смысла, даже имея огромный канал для реализации устройств.

В течение полугода ценовое давление на весь рынок снизу вверх станет заметным, а это значит, что многие модели среднего ценового сегмента, станут еще более привлекательными. Какие-то производители как Sony будут пытаться схватить побольше прибыли, но рынок не даст этого сделать. Все будут играть в снижение цены во всем мире. Это уже предрешенный вопрос. Как следствие, в 2015 году смартфоны, а также планшеты будут довольно дешевыми. И при этом функциональными и вовсе не такими страшными, как это было с их бюджетными версиями до того. Они перестанут быть компромиссом и это, пожалуй, самое большое изменение.

К содержанию >>>

Microsoft Surface и другие новости корпорации – улыбаемся и машем

Не мог пройти мимо неизменных и постоянных вещей в нашем мире. Мне кажется, что борьба Microsoft за доминирование на мобильном рынке давно превратилась в фарс, в котором мы обсуждаем считать ли достижением долю в 2.7 процента или это только предвозвестник будущих изменений, когда наконец гигант очнется и кааааак покажет нам всем. Ждем уже много лет, изменения обещают, но их не происходит.

Появился слух, что в Microsoft нашли корень проблемы – якобы все дело в том, что у компании нет своего магазина на 5ой авеню в Нью-Йорке. Вот у Apple там стоит стеклянный куб, который выполняет сакральный смысл и наполняет счета компании звонкой монетой, а у Microsoft этого конкурентного преимущества нет. Поэтому компания серьезно подумывает об открытии такого магазина. Напомню, что это самое дорогое место в мире и отбить вложения в него невозможно, компания Apple исключение. Но это так безумные планы и только, есть и другие «хорошие» новости.

В финансовой отчетности Microsoft нашлись цифры связанные с продажами Surface, они оказались не слишком хорошими. Напомню, что компания уже признавала списание в 900 миллионов долларов, а в отчете за второй квартал 2014 года указывается, что общие убытки были даже больше. В издании ComputerWorld даже подсчитали насколько большими они были – 1.7 миллиарда долларов в бесплодной попытке сделать Surface заметным. Во втором квартале убытки составили 772 миллиона долларов (оригинал статьи можно найти вот здесь).

Вот такая реклама на Таймс Сквер стоит дорого, а если не подкрепляется продажами, то и вовсе бесполезна.

Напомню, что в обзоре Surface 3 Pro я задавался вопросом, кому нужен этот весьма специфичный планшет и найти ответа на него не смог. В Microsoft в отчете указывают, что частично убытки возникли из-за отмены запуска некоего продукта, видимо это Surface Mini. Но вряд ли его успели произвести, тогда бы мы видели огромное число утечек про него. Все довольно грустно относительно планшетов, но также грустно и для Windows Phone.

План увольнений тысяч людей из Nokia уже начал претворяться в жизнь. В Китае это привело к скандалу, так 3500 рабочих одной из фабрик не хотят добровольно отказываться от работы. Чтобы смягчить условия, в Microsoft предложили выдавать ежедневно по 300 телефонов Nokia всем, кто будет подписывать разрыв контракта. Мне это чем-то напомнило 90-е в России, когда на заводах зарплату выдавали продукцией, в Microsoft очень быстро дошли до того же. Попробуйте угадать какую модель предложили рабочим вместо работы? Не угадаете. Это Lumia 630, она стоит в Китае около 130 долларов. То есть фактически ничто.

Проблема с этими увольнениями заключается в том, что компания не предложила никакой компенсационный пакет, а просто предложила людям уйти по собственной воле. Это полностью расходится со словами Стивена Элопа, который обещал никого не обижать и обеспечить ушедших денежным вознаграждением. Видимо не всех. На мой взгляд, ситуация очень некрасивая и показывает компания не с лучшей стороны. Уверен, что стоимость компенсационных пакетов в пересчете на одного китайского рабочего вряд ли могла составить больше 3000-4000 юаней, то есть грубо около 500 долларов на человека. Это ничто для такой крупной компании, которая привыкла терять на этом рынке миллиарды. Не то время и место, чтобы заниматься крохоборством. А вот вы как считаете? Надо увольнять просто так без выходного пособия или выдавать дешевый телефон? Как правильно?

Внеклассное чтение:

К содержанию >>>

Вильнюс – маленькая европейская столица и продажи устройств

На выходные отправился в гости к друзьям в Вильнюс – это мое первое посещение столицы Литвы, маленького и ухоженного города. Как обычно при первой возможности заглянул в местные магазины продающие электронику. Впечатление поверхностное, не претендующее на истину в последней инстанции. Сотовых операторов три, есть услуга 4G, местную SIM-карту не удосужился купить, так как во многих местах предлагается WiFi. Надобности на пару дней, нет никакой.

Местные ребята рассказали, что средняя зарплата в стране около 700 Евро, отсюда крайне низкие цены на все – еду, вещи, развлечения. Поразительно то, что аэропорт находится очень близко от города, а стоимость поездки на такси около 10 Евро. Это чтобы вы смогли понять размерность цен. Местная молодежь предпочитает отправляться отдыхать в огромные торговые центры. Слово огромный не в полной мере описывает площади забитые различными магазинами, кафе, кинотеатрами и прочим. Большие даже по московским меркам, производят очень сильное впечатление. В таком месте и забрел в типичный магазин Теле2.

Перефразируя известное высказывание – покажи мне свои полки и я скажу, как идет твой бизнес. В Литве у Теле2 много различных промостендов от Samsung, в частности, рекламируют новые планшеты. Но цена устройств для большинства местных покупателей очень высока, как следствие, они не пользуются бешенным спросом, закупают их в малых количествах. На полках лежит много телефонов Samsung, но это скорее политический ход со стороны компании, чем реальный спрос. Так как если посмотреть на другие предложения, то их не так много и они разнообразны, тяготеют к цене в 200 Евро в пересчете на местные литы.

Относительно небольшой внутренний рынок не позволяет развернуться торговцам, почти нет конкуренции на рынке электроники. Отсутствуют фирменный Apple Store как таковой. Мой товарищ переехав решил обустроить свой дом и закупил несколько комплектов Apple TV, сделав квартальные продажи магазинчика! Звучит смешно, но это местные реалии, в которых держать большие склады для электроники нет никакой надобности. Плюс всегда остается возможность заказа онлайн и доставки на домашний адрес. Конкуренции как таковой почти нет, представленность недорогих китайских марок на полках очень низкая, вследствие отсутствия той самой конкуренции.

Также в глаза бросается то, что в Теле2 продаются б.у. телефоны с некоторыми дефектами. На центральной стойке есть фотография и описание таких предложений. Немыслимое дело для российской розницы, которая ориентируется на прокачку объемов товара. Тут совсем иной подход и он совсем неплох.

В небольшом рынке есть свое очарование, но правила игры на нем совсем другие. Да и покупатели не получают огромного разнообразия товаров, цены при этом нельзя назвать высокими, они вытекают из уровня зарплат и жизни. Чем-то мне Вильнюс с точки зрения бизнеса напомнил Минск, с поправкой на более низкие цены тут. Но на этом позвольте остановиться на заметках о том, что успел увидеть на ходу и перейти к еще одной теме Бирюлек.

К содержанию >>>

Прощайте электронные книги от Sony – мои воспоминания

В июле 2009 года в Бирюльках (пять лет назад, как время летит!), я рассказывал о том, как использую почти год свою электронную книгу от Sony. Время шло и у меня появлялись новые книги – Kindle, другие книжки от Sony, несколько моделей от PocketBook, который незаметно стал сильнейшим игроком вне рынка США.

Так вышло, что Sony постепенно ушла с этого рынка и на днях официально объявила, что новых электронных книг не будет – компания не собирается их производить. Жалко, так как это целая эпоха. Но с точки зрения моих предпочтений, я неожиданно осознал, что произошел переход на «устаревшую» бумагу. Я читаю бумажные книги, их у меня огромное количество и в месяц приобретается несколько десятков книг. При такой скорости приобретения новых изданий, я не успеваю все читать, складываю на будущее. Можно говорить о том, что подобный перевес для меня останется и в будущем, десять книг, что успеваю прочитать в месяц, это так немного.

Удобство электронной книги очевидны, они никак не изменились за прошедшее время. Но в моем рюкзаке давно высвободилось место для одной, двух бумажных книг – электроника стала меньше. Можно читать с iPad, но как-то не хочется – биографию Стива Джобса вымучивал на планшете очень долго. Мои предпочтения изменились и электронные книги стали неважны. Есть программа для чтения книг на Note 3, очень редко читаю с этого устройства. Но в чести именно бумажные книги.

По своим друзьям и знакомым я вижу примерно то же самое, многие вновь переходят на бумагу. Так удобнее. Так проще. А доступность миллионов книг в электронном виде нужна только для того, чтобы найти то, что отсутствует прямо сейчас на полках магазинов. Читаешь некую трилогию, а в ней нет одной книги – вот тут помогает интернет.

А вы читаете книги? Много? Хотите больше? На чем и как вы читаете книги?

P.S. Хорошего вам настроения, приятных летних дней и вечеров, интересных встреч и нескучных людей вокруг.

К содержанию >>>

Ссылки по теме

Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Просмотров: 472 | Добавил: АЛЕКСандр6742 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: