Главная » 2015 » Ноябрь » 9 » Бирюльки №354. Будущее «Вымпелкома» в России, сценарии событий
05.54.43
Бирюльки №354. Будущее «Вымпелкома» в России, сценарии событий

Привет.

Почти неделю провел в Баку, впечатления от местных операторов очень неплохие. Не самые быстрые, но и не самые медленные сети. Работают хорошо и за городом, даже вдали от основных дорог. Но что меня поразило, так это полный контроль за IMEI-номерами. Подключить телефон можно, только если вашего номера нет в списке запрещенных, а аппарат официально ввезен. Продавцы говорят, что с iPhone могут быть проблемы, многие привозят их самостоятельно, а государство пытается это в той или иной мере запретить. Возможно, что напишу об этом подробнее, но дорожными впечатлениями от Азербайджана решил не делиться, их недостаточно для полноценного выпуска «Бирюлек», даже небольшой части, а другие события привлекли мое внимание в большей степени. Поехали.

Содержание

  1. Операторы для туристов в Египте и корпоративная система предупреждения
  2. «Вымпелком» и коррупционные расследования, миллиард на штрафы
  3. Оптимизация Билайн в России, отказ от «мелочей», сокращение штата
  4. Vertu продали китайцам, что это значит?
  5. Microsoft обещал, Microsoft взял свое слово обратно
  6. Windows Phone обогнал iOS в России – снова старая песня

Операторы для туристов в Египте и корпоративная система предупреждения

В Египте разворачивается ситуация, которая многократно повторится в будущем в разных местах планеты, для жителей разных стран. Не так важны первопричины, типичность ситуации заключается в том, что большое число туристов (граждан других стран) окажутся в другой стране и не смогут ее покинуть в короткие сроки. Обеспечение их эвакуации остается прерогативой государств, а вот то, как будет работать связь, зависит от операторов. Для российских операторов это еще одно испытание, которое проходит под знаком социальной ответственности, и никаких строгих правил тут не выработано. Когда стало известно, что рейсы из России в Египет отменены, в МТС выступили с заявлением о том, что не будут блокировать телефоны туристов даже при отрицательном балансе. В МегаФоне сделали то же самое, повысив порог отрицательного баланса до 10 000 рублей. В Билайн разослали SMS с напоминанием как пополнить баланс, в том числе с помощью голосового звонка при заблокированном счете.

Важно понимать, что связь в чрезвычайных ситуациях становится жизненно необходимой, без нее существовать невозможно. И то, что наши операторы вырабатывают схемы, с помощью которых могут помочь людям, это правильно. Я попробовал найти информацию о том, что британские операторы расширяют кредитные линии для своих абонентов в Египте, но ничего не смог обнаружить на эту тему. Тишина.

Российские операторы сталкиваются с различными ЧП и постепенно обрастают регламентом по работе с ним, достаточно вспомнить о пожарах на территории России, когда выработали правила включения чрезвычайного роуминга, при нем телефон в зоне бедствия может работать в сети любого оператора и не только при звонке на номер 112. Жаль, что все эти правила появляются по итогам чрезвычайных происшествий.

Катастрофа в Египте и подозрение в том, что это мог быть террористический акт, имеет еще один аспект, который стоит затронуть. В крупных международных корпорациях существуют сильные службы безопасности, которые отслеживают события в регионах, где работают их сотрудники. В отличие от государств, такие компании не имеют никаких политических ограничений и могут информировать своих сотрудников о чрезвычайных ситуациях в тот момент, когда они посчитают нужным. Мой товарищ, работающий в крупной европейской телекоммуникационной компании, был в Египте в рабочей командировке, когда получил SMS с сообщением о катастрофе самолета. Оно было отправлено службой безопасности компании, также в сообщении говорилось о необходимости отказаться от полета, если таковой запланирован, ограничить свои передвижения. По его словам, аналогичные сообщения получили все сотрудники, что были в Египте в командировке, это несколько десятков человек. Сообщения были отправлены через три часа после крушения самолета.

Насколько я понял из объяснения, все сотрудники пользуются корпоративными SIM-картами, в биллинге оператора было видно, где они находятся, и соответствующие предупреждения были разосланы. Внутри компании сформирован антикризисный штаб, который формировал рекомендации и отслеживал, что происходит. Крупная корпорация имеет регламент на случай таких ситуаций, он начинает работать автоматически, то есть отрабатывается штатно, и есть все средства для этого. Хочу еще раз отметить, что это не правительственная, не военная организация, а обычный бизнес. О подобном подходе я слышал только несколько раз. Это единичные случаи, как правило, на подобные IT-системы никто не разоряется, равно как и не формирует антикризисный пакет мер. Мне эта тема очень интересна, и я впервые услышал от очевидца, как это работает в их компании. Если у вас есть аналогичный опыт в вашей корпорации или вы знаете, как работают такие системы, где они используются, то поделитесь информацией, напишите мне об этом.

«Вымпелком» и коррупционные расследования, миллиард на штрафы

Аэропорт Осло почти ничем не примечателен, в отделке используется много дерева, не очень яркие и слепящие светильники, функциональность поставлена во главу угла, эстетические вопросы вторичны. Типичный скандинавский аэропорт, не самый большой в регионе. Норвегия редко попадает в сводки мировых новостей, страна с очень высоким уровнем жизни и, как следствие, ценами почти никогда не привлекает внимания. Словно в детском фильме, где охранник ходил по заснувшим улицам и кричал: «В Багдаде все спокойно», и тут создается впечатление сонного царства.

В среду те, кто прилетел рейсом из Лондона, могли наблюдать, как одного из пассажиров бизнес-класса встречала небольшая группа людей, его выдернули из толпы и отвели в сторону. Пассажиром был не кто иной, как Джо Лундер, бывший генеральный директор российской компании «Вымпелком», которой принадлежит марка «Билайн».

После ухода с поста генерального директора компании Александра Изосимова в 2011 году его место занял Джо Лундер, он оставался на своем посту до весны 2015 года. Сразу после добровольной отставки Лундер возглавил как управленец Fredriksen Group, скандинавскую промышленную группу. Почему экономическая полиция Норвегии отвела Лундера в сторону и поместила его под арест?

Ответ следует искать в той ситуации, что разворачивается вокруг «Вымпелкома» как в Скандинавии, так и в США, она может непосредственно повлиять на будущее компании и тот Билайн, что мы знаем. Эта история может дать дополнительный толчок тем процессам, что уже происходят внутри компании, и возникает вопрос, сможет ли Билайн сохранить равновесие или мы от «большой тройки» перейдем в России к конфигурации рынка «2+2», где в «большой двойке» останутся МТС и МегаФон, а малую составят Билайн и Теле2.

С чего началась эта история? Наверное, корни следует искать в Средней Азии и непомерных аппетитах местных элит, которые нашли общий язык с операторами связи, взимая с них своего рода дань, которую в мировой практике называют вполне конкретным словом «взятка». Принцип «не пойман – не вор» действует и в этом случае, так как никто публично не признался в таких платежах, не взял вину на себя. В 2012 году у российского МТС в Узбекистане отнимали бизнес, и оператор оказался не готов к такому развитию событий. Историю вопроса можно прочитать в довольно подробной статье того времени в Forbes.

Эта история закончилась только летом 2014 года, когда власти Узбекистана урегулировали вопрос, с декабря 2014 года в стране действует оператор UMS, который на 50.01% принадлежит МТС. В МТС ничего не платили, а получили свой пакет стоимостью в 91.4 миллиона долларов бесплатно, оператор работает на оборудовании, которое МТС в свое время и установил в стране. Плюс компания получила кредит в 200 миллионов долларов от «Алокабанка» на льготных условиях. В МТС отдельно подчеркивали, что никаких инвестиций в Узбекистан компания не планирует и вся сеть «строится» на узбекские деньги.

Для МТС все проблемы в Узбекистане обошлись во втором квартале 2012 года в 1 миллиард 79 миллионов долларов, из которых 579 миллионов пришлось на списание оборудования и других активов, полмиллиарда было зарезервировано на выплаты и налоговые претензии. На момент «выключения» МТС в Узбекистане компания была лидером рынка и обслуживала 9.3 миллиона абонентов. За прошедшее время ее доля распределилась между Unitel (дочка «Вымпелкома») и Coscom (дочка TeliaSonera).

Проблемы МТС напрямую связывали с Гульнарой Каримовой, старшей дочерью президента Узбекистана, которая также проходит по большому числу дел об отмывании денег, взятках и других экономических преступлениях, причем на территории целого ряда стран. В 2013 году ее отношения с отцом были испорчены тем, что, как оказалось, у нее есть политические амбиции и она решила стать президентом Узбекистана. Во всяком случае, затем она стремительно исчезает отовсюду, и позднее выясняется, что ее держат под домашним арестом, прервав все коммуникации с внешним миром. Даже родной сын не может увидеть мать и не знает, что с ней происходит, жива она или нет. Восточная сказка, рассказанная на современный лад, предполагает не только изоляцию опальной дочери и ее круглосуточную охрану, но возведение инфраструктуры, которая подавляет в радиусе пяти километров от дома любую электронику – рации, телефоны, модемы и тому подобные вещи. Из своего заключения Гульнара Каримова смогла только единожды передать несколько снимков в лондонскую PR-компанию, которая привлекла внимание к ее персоне. Рискну предположить, что фотографии были сделаны кем-то из охраны, а передача не была безвозмездной. Но с сентября 2014 года о ее судьбе ничего не известно.

Одновременно с этим в США начал раскручиваться маховик антикоррупционного расследования относительно Узбекистана и других государств региона, центральной фигурой становится дочь президента. Можно смело считать, что предпосылки расследования носят политический характер, но фактическая сторона вопроса такова, что под ударом оказываются все компании, когда-либо работавшие в стране. Пикантности ситуации придает тот факт, что операторы, имеющие листинг на биржах в США, подпадают под антикоррупционный закон этой страны, вне зависимости от того, в какой стране совершено преступление.

Скандал набирает обороты последние несколько лет, но сейчас он вышел на финишную прямую. Например, в Швеции и Финляндии местные правоохранительные органы расследуют то, как работала компания TeliaSonera в этом регионе, в том числе в Узбекистане. Руководству TeliaSonera грозят реальные тюремные сроки от 6 месяцев до 6 лет, многие покинули свои посты из-за этого скандала. Еще пару выпусков назад я делился ссылкой на очень подробный отчет о подозрениях в коррупции в этой организации, позволю себе процитировать тот текст.

«В дороге меня застала история с очень подробным отчетом компании Muddy Waters Research, в котором она вскрыла подноготную работы TeliaSonera в Средней Азии и Азербайджане. Документ, который по любым меркам можно считать знаковым, так как исследовательская компания просто собрала все возможные свидетельства коррупции в крупном телекоммуникационном гиганте и выложила их на всеобщее обозрение.

Оригинальный документ вы можете найти вот тут.

Вариант для загрузки с нашего сайта здесь.

На 37 страницах последовательно и подробно излагаются спорные моменты и уже доказанные случаи, которые могут повлиять на бизнес TeliaSonera. Этот скандал в какой-то мере можно сравнить по размаху с тем, что происходит на авторынке с VW, правда, предпосылки и причины совсем иные. Пройти мимо этого события не мог, но вполне осознаю, что для многих эта корпоративная история будет не очень интересна и понятна, поэтому подробно останавливаться на ней не буду. При плохом раскладе TeliaSonera будет вынуждена изыскивать средства, и это может повлиять на МегаФон, в котором компания обладает долей. Любопытно, что другая скандинавская компания, Telenor, уже официально объявила о том, что собирается продать свой пакет акций «Вымпелком» (33%, стоимость на основании текущих котировок – 2.4 миллиарда), так как считает, что сможет лучше инвестировать эти деньги и не имеет возможности оказывать влияния на вектор развития компании. Пока покупателя на этот актив нет, но само желание Telenor выйти из бизнеса и то, что они заявляют об этом публично, уже говорит многое».

Временный арест Джо Лундера – это только один из штрихов того, что превратилось в полномасштабный поход на операторов, в котором участвуют как скандинавские страны, так и США. Лундера быстро отпустили, он отрицал причастность к любым формам коррупции, что логично. Но можно ожидать, что в дальнейшем подобная форма давления на бывших и текущих топ-менеджеров операторов только усилится. Для Лундера временный арест также привел к тому, что он потерял свою текущую работу.

Что будет происходить дальше? Вопрос вовсе не праздный, так как от него зависит положение операторов, в частности, «Вымпелкома». Коррупционный скандал уже повлиял на котировки акций «Вымпелкома» на нью-йоркской бирже, они упали до минимума. Вы можете посмотреть на их стоимость вот здесь.

Добавим то, что основной зарубежный акционер пытается выйти из компании, продать свою долю и также находится под ударом антикоррупционного расследования. Достаточно вспомнить, что на днях председатель совета директоров Telenor Свейн Осер ушел в отставку. Это все не добавляет инвесторам уверенности в будущем. Но есть и вполне зримое измерение, по итогам третьего квартала 2015 года в «Вымпелкоме» заявили о том, что компания зарезервировала на штрафные санкции по узбекскому делу порядка 900 миллионов долларов. За счет этого результаты третьего квартала 2015 года для компании отрицательны. Надо также учитывать, что размер штрафных санкций, который рассчитывается в «Вымпелкоме», минимален и рассчитан только исходя из классовых исков в США, которые поданы частными юридическими компаниями, а не государством. Например, вы можете найти описание некоторых из исков в статье «Ведомостей».

Общий размер претензий к «Вымпелкому» может составить несколько миллиардов долларов, причем они будут предъявлены в нескольких странах мира, а не только в США. Это политический аспект ситуации вокруг «Вымпелкома», на который компания никак не может повлиять напрямую. Если следователи в разных странах докажут, что коррупция существовала, то будут аресты бывших руководителей, а также миллиардные штрафы. И самое время понять, сможет ли компания позволить себе такие штрафы.

К содержанию >>>

Оптимизация Билайн в России, отказ от «мелочей», сокращение штата

Без предыстории вопроса о том, за что пытаются оштрафовать «Вымпелком» на мировых рынках, невозможно смотреть на происходящее в России. Как и раньше, именно российский рынок является для компании приоритетным, он номер один и обеспечивает финансовое благополучие. Давайте посмотрим на выдержку из отчета компании за третий квартал 2015 года.

Обратите внимание, что число абонентов в России выросло с 57.3 до 59 миллионов (+3%), а выручка при этом сократилась на 2 процента год к году, и это в рублевом исчислении. Капитальные затраты в рублях сократились на 16 процентов, что не выглядит ошеломляющим, пока вы не посчитаете, что все инфраструктурное оборудование продают за доллары, а значит, инвестиции в сеть упали совсем в другом объеме.

Последний год в Билайн проходил под знаком оптимизации всего чего только возможно. Сокращение персонала, оптимизация бизнес-процессов, уменьшение инвестиций в развитие сети – трудно вспомнить хотя бы одно направление, которое не затронула эта оптимизация. Надо также вспомнить, что основные долговые обязательства перед поставщиками оборудования несет именно российская компания Билайн (а также управляющая компания в Амстердаме).

Очень интересны в этой связи комментарии Алексея Резниковича, которые даны им агентству Bloomberg относительно стратегии компании. Господин Резникович возглавляет телекоммуникационное подразделение LetterOne (это преемник «Альфа-Групп», те же люди, но название иное). Позволю себе процитировать основные тезисы:

  • IT-системы «Вымпелком» устаревшие, они состоят из множества уровней и не могут адекватно работать с нарастающими объемами информации (big data). «Вымпелком» будет сокращать IT-бюджеты, стараясь выводить продажи и обслуживание абонентов в онлайн. В результате в некоторых бизнес-единицах Vimpelcom вместо сегодняшних 600 IT-специалистов останется только 50.
  • Продажа башен для базовых станций и последующий аутсорсинг их использования. В Италии подобная операция принесла компании 690 миллионов евро за 7400 мачт и башен.

На русском языке можно прочитать об этом вот здесь.

Задача, которая стоит перед Билайн, понятна – необходимо максимально сократить затраты на сеть, в том числе исходя из того, что возможны штрафы, которые придется выплачивать. Текущая позиция компании такова, что приходится резать по живому, жертвуя чем-то, ненужных функций уже не осталось, вопрос только в снижении размера потерь. Это очень важная мысль, которую многие люди недопонимают, и это отличие «Вымпелкома» от МТС, МегаФона и Теле2. Для «Вымпелкома» речь не идет о том, что компания сможет сохранить свое положение на рынке в долгосрочной перспективе, это маловероятно. Сегодня ситуация складывается так, что Билайн будет терять свои позиции, и вопрос исключительно в том, каким будет размер ущерба. Будет это управляемое падение или в Билайн сорвутся в пике. Пока все указывает на то, что в ближайший год компания будет вгрызаться в то, что у нее есть, но ряд принятых решений уже позволяет говорить о последующем резком падении.

Как ни странно, многие абоненты восприняли новость о том, что Билайн ищет покупателя на свои базовые станции, как нечто негативное, посчитали, что оператор от этого многое потеряет. На мой взгляд, это не совсем так, а факт наличия собственной инфраструктуры или чужой напрямую на качество сети никак не повлияет. Повышается риск сбоя у партнера, за который отвечает он и сам оператор не может его исправить, но на этом отличия и заканчиваются. В России есть только один крупный игрок, который может купить и обслуживать инфраструктуру операторов, в том числе Билайн, это компания «Русские башни». Ее бизнес-модель очень проста: в компании берут на себя строительство и обслуживание башен для связи (мачт и других точек размещения), согласуют их размещение, обеспечивают питание и отказоустойчивость. Компания уже работает с «Вымпелкомом» в России и строит по заказу оператора башни, причем стоимость строительства такова, что оператор выигрывает небольшие деньги, но экономия существенна, если учесть, что нет необходимости содержать своих инженеров и монтажников внутри штата Билайн. Но тут есть и оборотная сторона этой истории. Как правило, аренда от компании «Русские башни» обходится оператору в 1.5-2 раза дороже, чем эксплуатация собственной аналогичной площадки.

Как видите, чудес на свете не бывает, и перед нами просто иная бизнес-модель, в которой первоначальные затраты на инфраструктуру меньше, а вот последующие платежи выше. В заметке газеты «Ведомости» утверждалось, что «Вымпелком» может получить от продажи своих вышек примерно 400-500 миллионов долларов, а их количество – 5-6 тысяч штук. Стоимость одной башни – 50-100 тысяч долларов.

Очевидно, что продажа инфраструктурных объектов в долгосрочной перспективе невыгодна, так как вы не контролируете их, не можете создать единый стандарт обслуживания, теряете унифицированность сети и подхода к ней. Плюс стоимость аренды всегда будет выше, чем стоимость содержания собственных станций. Единственный выигрыш, который получает оператор, это единовременное высвобождение большого числа сотрудников, которые больше будут не нужны, нет затрат на их содержание. Плюс деньги от продажи инфраструктуры.

Субъективно мне не нравится идея того, что ключевое направление в Билайн готовы отдать третьим лицам. С другой стороны, то количество масштабных сбоев сети, которое было у Билайн за последние годы, показывает, что компания и сама не справляется с этим направлением. Вряд ли может быть хуже, чем есть сейчас. Поэтому я не считал бы это однозначно негативным фактором, но с точки зрения экономики, оператор будет проигрывать по показателям другим игрокам, которые сохранят инфраструктуру в собственности, это вопрос долгосрочной стратегии. С другой стороны, если стоит вопрос о выживании компании здесь и сейчас, то и такой выход вполне оправдан.

Сокращение IT-штата – сугубо негативная новость, так как она говорит о нескольких тенденциях для «Вымпелкома»:

  • Сокращение затрат на развитие сети, что мы видим в отчетах компании. При уменьшении затрат в два раза в долларовом эквиваленте можно ожидать сокращения IT-персонала, развивающего сети, от 30 до 40 процентов. При этом надо помнить, что многие направления уже отданы на аутсорс производителям оборудования, а штаты максимально сокращены. Дальнейшее сокращение персонала повышает нагрузку для тех, кто остается, и потенциально может снизить качество их работы;
  • Уменьшение количества технарей также означает в долгосрочной перспективе отсутствие планов по активному наращиванию покрытия сети, количества базовых станций и большой стройке. Учитывая, что Билайн сильно отстает от МТС и МегаФона в этом аспекте, разрыв как минимум будет сохраняться, а скорее всего – увеличиваться.

Внутри Билайн изыскивают все возможности для сокращения затрат, их оптимизации. В некоторых регионах мы наблюдаем исчезновение базовых станций 2G. Пока непонятно, насколько это явление масштабно и неслучайно, но если считать, что отключение таких станций будет нарастать, это станет сугубо негативным явлением. Возможно, что запуск Voice over LTE – это также подготовка к снижению числа 2G-станций.

Преимущество для оператора 2G-станций заключается в том, что они уже давно окупили себя, но растет стоимость их обслуживания (цена тех самых специалистов, от которых в компании отказываются, их загрузка). Надо смотреть на конфигурацию сети, количество абонентов только с 2G-устройствами (кнопочными телефонами), но в перспективе 2-3 лет их число будет резко сокращаться и не составит проблемы для оператора. Изъяном выглядит направление М2М, где большая часть оборудования работает в 2G, так как цена для таких устройств становится критичной и все бьются за минимальную стоимость устройства (речь идет про рынок корпоративный или государственный, но не потребительские устройства). То, как растет М2М рынок в России, позволяет говорить о том, что он становится перспективным, и оператор, отказывающийся от 2G, потенциально теряет большой кусок этого рынка.

В Билайн текущие шаги направлены на сокращение штата во всех сегментах, усиление маркетинга и привлечение абонентов, а также наблюдается постепенное снижение цены услуг, что отражается в отчетности компании (абонентами прирастают, а выручка падает – в рублях!). В 2016 году можно ожидать, что это останется основной стратегией на российском рынке, компания будет привлекать абонентов, то есть маркетинг и реклама усилятся. Но тут встает вопрос, что будет происходить с качеством сети при таком подходе, сможет ли Билайн сохранить текущий уровень качества и не уронить его, даже если число абонентов не увеличится. Это вопрос сложный, и ответ на него мы узнаем только на практике. Мне кажется, что до конца 2016 года деградации качества услуг мы не увидим, даже если оператор прирастет новыми абонентами. Изменения начнутся с декабря 2016 года, когда износ сети станет критичным, а многие абоненты начнут ощущать проблемы с голосовыми звонками (как это уже было какое-то время назад при переходе на 3G), увидят проблемы с другими услугами. Инерция абонентов на рынке очень велика, поэтому отказ от услуг связи любого оператора происходит постепенно, и для этого нужны веские причины. Игра для Билайн заключается в том, чтобы держать сеть на уровне минимального приемлемого качества, балансировать на грани. Другого выхода для компании пока нет.

К содержанию >>>

Vertu продали китайцам, что это значит?

Компания Vertu в очередной раз сменила владельцев. Первоначально эта дочка Nokia жила как отдельная компания, пока в Nokia не решили, что деньги важнее, и не продали ее шведскому инвестиционному фонду EQT. В 2012 году за эту компанию EQT заплатил 200 миллионов евро. В 2015 году стоимость сделки официально не называется, но в Financial Times со ссылкой на свои источники говорят о том, что цена составила все те же 200 миллионов. Выходит так, что за три года компания ничего не потеряла и не приобрела. Учитывая закрытость Vertu, ее непубличность, рассуждать о том, как много телефонов было продано компанией и в каких странах, невозможно. Немного эту тему я затронул в подробном репортаже с завода компании.

Оказывается, что покупателем компании выступил гонконгский фонд Godin Holdings, что тут же вызвало бурные обсуждения, лейтмотив был простым – китайцы купили люксовую марку. В этом есть определенная ирония, так как именно в Китае создавалось большое количество подделок под Vertu, а некоторые отличало действительно высокое качество исполнения, издалека отличить их от оригинала было тяжело. Зачем китайцам нужен Vertu, понятно, внутри Китая сейчас расцвет продаж люксовых товаров, и этот рынок, несмотря на все запреты, на подъеме. Продажи тех же iPhone в максимальных конфигурациях это доказывают. Если посмотреть на продажи золотых Apple Watch, то лидером также окажется Китай, хотя это штучный рынок и официальной статистики нет, это только косвенные цифры.

Но для Европы тот факт, что маркой Vertu владеют китайцы, – это несомненный минус, многие покупатели не хотят таких ассоциаций, они неверны. Можно вспомнить, что часовую мануфактуру Corum в 2013 году купила китайская компания China Haidian. И это был первый случай такого рода. Я с большим интересом наблюдал все это время за модельным рядом и изменениями в политике компании, сильных отклонений от предыдущих лет не заметил. Но подспудно рассматривать часы Corum для покупки перестал. Почему? Не знаю, во мне живет ровно тот же стереотип, хотя понимаю, что китайские там только деньги, а мозги и руки остались теми же. Это как пример с Volvo, который был куплен китайцами, но их нигде не видно. На автосалонах они прячутся в глубине стенда, почти ни с кем не встречаются, стараются избегать публики. Понимают, что чем активнее они будут, тем хуже сделают для «европейской» марки Volvo. И это, пожалуй, правильная стратегия.

Что будет с Vertu? Это хороший вопрос. К сожалению, пока первые события после продажи компании не выглядят ободряюще. Ушел генеральный директор Массимилиано Польяни, а нового пока не назначили. Это выглядит странно и непонятно, обычно компании при смене акционеров либо уже имеют нового директора, либо оставляют старого. Я немного знаком с Максом, могу сказать, что он был лицом Vertu последние годы и сделал очень многое для того, чтобы оживить марку. Возможно, что недостаточно много раз EQT продал компанию.

Но возможно, что китайский фонд начнет вливать больше денег в Vertu, расширит модельный ряд (а нужно ли это?). Но мы в любом случае узнаем об этом только по факту. Такие компании, как Vertu, максимально закрыты и не делятся своими планами.

В целом, эта ситуация типична для рынка люкса, все больше китайских компаний идет в этот сегмент и покупает уже известных производителей. Но смогут ли они их развивать и будут ли потребители лояльны к новым владельцам? Это вопрос, ответ на который даст только время, тут все зависит от того, как компании выстроят свои отношения с покупателями и насколько они будут убедительны. Например, Volvo с новым XC90 для меня стал крайне неубедителен, так как они резко задрали цену и машина просто стала слишком дорогой. С учетом ее позиционирования в прошлом, она не стоит этих денег. Это также решение китайского менеджмента, который решил идти в более премиальный сегмент.

А какие у вас мысли о том, что китайцы владеют Vertu/Volvo, другими марками? Это влияет на ваш выбор? Вот, например, среди китайцев я всегда выделяю компанию DJI, которая стала пионером на рынке дронов. И то, что они теперь еще купили часть Hasselblad, я всецело одобряю, так как последний давно потерял свою былую славу, жил на воспоминаниях о прошлом. Возможно, что эта продажа даст им новый толчок к развитию.

К содержанию >>>

Microsoft обещал, Microsoft взял свое слово обратно

Уверен, что постоянные читатели помнят трансформацию меня из энтузиаста облачных технологий и хранения данных в облаке в человека, который стал говорить о том, что облака важны и нужны для текущей работы, но копии фотографий и другой информации надо хранить на локальных носителях, а альтернативы им как не было, так и нет.

Одним из первых сервисов с неограниченным объемом хранения фотографий стал сервис от Nokia под названием OVI. Я разместил в нем десятки тысяч своих фотографий, а потом его закрыли, и мне пришлось в ручном режиме загружать свои снимки, у которых не было копий на жестких дисках. И это стало реальной проблемой, так как пришлось соревноваться со временем. Когда уже все сделал, со мной связались из Nokia и предложили записать все фото на DVD и прислать их, но я уже проделал всю работу, не рассчитывая на них.

Дальше больше, в Google Disk пару раз сталкивался с тем, что алгоритмы сжатия фотографий превращают серию снимков, в одну и ту же фотографию. Физически облачные сервисы не хранят ваши фотографии или видео побайтно, они оптимизируют их, причем не просто сжимают, а используют умные алгоритмы. В конечном итоге порой получается так, что у вас вместо серии фото получается одна фотография или ваши снимки и вовсе нельзя восстановить. Этакая игра в рулетку, а для меня мои снимки важны, даже если я не смотрю их годами. Мне хочется, чтобы они остались ровно в том же качестве, в каком я их сделал. Для этого существует только один способ – хранить их на внешних жестких дисках. Причем я делаю как минимум две копии и храню их в разных местах, чтобы избежать стихийных бедствий и тому подобных неприятностей. Одним словом, немножко паранойи сохранности данных не повредит совсем.

Поэтому множество предложений бесплатного места в разных сетевых сервисах обычно проходило мимо меня. У меня куплена подписка на 100 ГБ Google Disk, которых хватает для большинства моих текущих задач, например, передать большие файлы, поделиться проектом или фотографиями.

В Microsoft, взяв курс на развитие облачных сервисов, включая сетевое хранилище OneDrive, очень агрессивно набирали базу абонентов. В частности, всем подписчикам Office 365 предлагалось неограниченное место в облаке, а многие новые пользователи OneDrive, в том числе покупавшие устройства от Microsoft, получали бесплатно 15 ГБ места. Навсегда. Во всяком случае, в компании говорили о том, что это будет навсегда.

Но, как оказалось, цыплят по осени считают, и кто-то в Microsoft озаботился экономической стороной вопроса, которая оказалась далека от идеальной. Безлимитное предложение породило вполне адекватные сценарии использования, когда люди стали загонять в облако свои фотографии, видео, коллекции DVD. И это для Microsoft влетало в копеечку. В компании даже пожаловались, что у OneDrive были пользователи, которые заняли 75 ТБ данных! А чего они ждали? Это же безлимитное предложение, которое к тому же бесплатно.

Но начиная с 2016 года вся халява заканчивается, так 15 ГБ места сужается до 5 ГБ, а само понятие безлимитности исчезает. В Microsoft пообещали, что это навсегда, и ровно так же свое слово взяли обратно. Слишком дорого обходится это слово.

Вой, который поднялся среди пользователей OneDrive, трудно описать. Эпитетами Microsoft награждали смачными и разными. И сама ситуация как бы предполагает, что компания неправа, а с точки зрения PR это чистый проигрыш. Но с другой стороны, многим ли нужно более 5 ГБ данных в облаке? И зачем? При всех минусах, которые есть у облаков сегодня, хранить в них свои данные сложно, если, конечно, вас заботит их сохранность и возможность последующего восстановления. Ничего лучше, чем внешние жесткие диски, для домашних пользователей пока не придумано. И это также самый безопасный способ хранения информации. А вот для работы облачные сервисы нужны и важны, но тут хватает и небольшого объема, который тот же Microsoft дает. Поэтому с практической точки зрения проклятия в адрес Microsoft мне непонятны, они лишены всяческого смысла.

К содержанию >>>

Windows Phone обогнал iOS в России – снова старая песня

Не так давно у нас вышла «Диванная аналитика» с вполне очевидным описанием приемов, которыми компании пользуются, чтобы подчеркнуть свой приоритет.

Итак, много шума в России наделало исследование от Kantar, в котором утверждается, что Windows Phone обогнал в нашей стране iOS.

В Microsoft очень гордятся этими данными, многие издания опубликовали эту сенсацию. Ощущение, что еще чуть-чуть, и в России для компании наступит счастье. Но никто не задал вопрос, а что такое панель от Kantar и по какой методике она рассчитывается. А эта панель формируется методом опросов, ничем иным. То есть, это интервью, а не какие-то исследования рынка, которые могут дать объективную оценку происходящего, например, данные операторов на сетях, продажи телефонов в оптовом или розничном канале, активации в Google или Apple. Одним словом, это весьма приблизительная статистика, которая сильно зависит от качества интервью. Судя по результатам, качество интервью не очень высокое, так как для iOS в начале года был характерен провал, который затем чуточку выправился. Но тенденции только к уменьшению доли рынка не было. Равно как и для Windows никакого роста доли рынка не было, только падение.

Забавно смотреть на эти данные, а также на их обсуждение, когда фанаты той или иной платформы принимают их на веру, а другие опровергают их. И никто не задается вопросом, а как получены эти данные и о чем они говорят. На мой взгляд, это забавная статистика, которая ровным счетом ничего не говорит про российский рынок.

Еще смешнее новость, которую также широко обсуждали. В ней некий малоизвестный аналитик утверждает, что в течение пяти лет Samsung может прекратить выпускать смартфоны, уйти с этого рынка. Вероятность этого события можно оценить очень легко – примерно около нуля. И об этом говорит сама структура компании, инвестиции, которые сделаны на период в 5-10 лет и не могут окупиться ранее. Обсуждать это бессмысленно, так как сама новость и заявление рассчитаны на эмоции, но не на детали, и в ней нет никакой сути. Громкое заявление для привлечения внимания. И только.

Еще раз советую перечитать «Диванную аналитику», в которой рассмотрены эти вопросы, вышла она вовремя, тут повторяться не вижу смысла.

P.S. Берегите себя и своих близких, пусть у вас всегда будет время сказать им то, что вы думаете, и как вы их цените. Не откладывайте это в долгий ящик. Удачи вам.

К содержанию >>>

Ссылки по теме

Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Просмотров: 434 | Добавил: АЛЕКСандр6742 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: