Главная » 2016 » Апрель » 11 » Бирюльки №376. Как Google убил умный дом
15.43.12
Бирюльки №376. Как Google убил умный дом

Привет.

Суета правит миром, мой сосед в самолете вычищает телефон, стирает звонки и SMS, хотя самолет еще не пошел на посадку и только загорелось табло «Пристегните ремни». В поездках всегда невольно подмечаешь, что делают люди со своими телефонами, и тех, кто удаляет SMS, переписку в мессенджерах и других программах, становится все больше. Что означают для них эти слова? Что-то лишнее и ненужное? Что-то, от чего они могут отказаться одним нажатием? Не знаю. Но в какой-то мере это точно подпадает под их понимание безопасности и защиты информации, которое совсем не совпадает с тем, как это видят разработчики софта.

Содержание

  1. Шифрование сообщений в WhatsApp, защита данных от взлома
  2. Пионер всегда готов к неприятностям – как Google убил умный дом
  3. Хорошая попытка Samsung – Good Lock как часть интерфейса
  4. Бренд или не бренд, на слова группы «Ленинград»
  5. Письма читателей – по следам наших публикаций

Шифрование сообщений в WhatsApp, защита данных от взлома

Вы слышали, как WhatsApp ругали за то, что компания не уделяет достаточного внимания защите данных своих клиентов? Что сообщения передаются в открытом виде и в теории могут быть перехвачены? Уверен, что вы об этом если и слышали, то пропустили мимо ушей. Большинство людей в мире использует WhatsApp, и их совсем не заботило то, что их тексты отправлялись в эфир в незашифрованном виде. Удобство сервиса перекрывало его потенциальные недостатки. Но проблема намного глубже и шире, чем кажется на первый взгляд.

Мы не считаем, что представляем интерес для злоумышленников. Что мы можем им дать? Очередную порцию обыденности, которой хватает у каждого? Не стоит искать гениальность в обычной переписке, она вся состоит из междометий, вырванных из контекста разговоров и не предлагает ничего интересного. Как сказал однажды системный администратор в одной крупной компании, «они все пишут об одном и том же, меняются имена, речевые обороты, но суть остается той же, это быстро надоедает». Теперь WhatsApp защищен, и в каждом чате вы видите соответствующее сообщение.

WhatsApp WhatsApp WhatsApp

Что-то поменялось для пользователей? Ровным счетом ничего. Кто-то удивился, узнав, что раньше, оказывается, он не был защищен. Но мир не перевернулся, и особого переполоха не случилось. Люди часто путают приватность личной жизни и средства защиты в программном обеспечении, считая, что второе автоматически может обеспечить первое. Невозможно защитить человека, который не ставит пароль на своем телефоне, не настраивает отпечаток пальца и оставляет телефон без присмотра где-то на столе. Любой желающий может заглянуть в него, и ничего, кроме любопытства, здесь не требуется. Но интересен человек не анонимному кругу неизвестных хакеров и юных дарований, а только тем людям, что его окружают. Близким, возможно, коллегам, но не незнакомцам, которые решат погрузить свои носы в его дела. Хотя тут все упирается в публичность персоны, чем больше известность, тем выше вероятность того, что незнакомцев будет волновать скрытая от публики часть жизни.

У меня всегда возникает один и тот же вопрос – почему люди считают, что их слова и дела из личной сферы могут заинтересовать большое число людей вне ее? Я несколько раз сталкивался с повышенным интересом к себе, когда пытались взломать мои почтовые ящики, уводили ICQ и, общаясь с моим контакт-листом, старались что-то выведать, выкладывали на всеобщее обозрение справки о доходах из налоговой. С последним было и вовсе смешно, кто-то считал, что это криминал и с ним надо бороться, кто-то воспринимал это как катастрофу вселенского масштаба, и только мне это было безразлично. В чем проблема, что кто-то узнал уровень моих доходов за какой-то период времени? Удовлетворили любопытство, и на здоровье.

Большинство людей не представляют никакого интереса для того, чтобы их переписку кто-то пытался взломать. Но это вовсе не значит, что программы не должны обладать средствами шифрования и защищать эту переписку. В конце концов, тот же закон о связи регулирует тайну частной переписки, и она должна в теории обеспечиваться любым сервисом и любой программой. И я ратую за то, чтобы средства защиты были встроены в софт и давали такую возможность всем нам. Но и переоценивать значение потенциальной угрозы не стоит, режим параноика еще никого из нас не доводил до добра.

В качестве завершающего штриха приведу историю моего друга, который защитил все данные на своих жестких дисках, зашифровав их. В какой-то поездке он потерял ключ, и все его данные стали бесполезны, он не смог получить к ним доступ. Теперь он не шифрует ничего, излечился от этого пунктика и не пробует защищать эту часть своей жизни, справедливо полагая, что это можно сделать меньшей кровью, не впадая в крайности.

В связи с этим у меня к вам вопрос. А как вы защищаете свои данные? На что обращаете внимание, пользуетесь ли специальными программами на компьютере и в сети. Расскажите об этом, и главное, поведайте причины, почему вы так поступаете.

Пионер всегда готов к неприятностям – как Google убил умный дом

В благородном семействе случился скандал, который всячески пытаются замять и успокоить взбудораженную общественность. Дочка Alphabet (читай, Google) заявила, что прекращает поддержку хаба для умного дома, который производила компания, купленная ей уже после поглощения Google. Вы уже догадались, что речь идет про Nest, который внутри Google занимается умным домом и всеми разработками, связанными с этим направлением. А поддержка прекращается для продуктов Revolv, которые в среднем стоили покупателям около 300 долларов и предлагались с пожизненной гарантией работоспособности сервиса. Напомню, что хабы Revolv управляют светом и системой сигнализации в домах, это ключевой элемент умного дома для тех, кто построил его на технологиях компании.

Revolv

В 2014 году Nest, уже став частью Google, купил Revolv. Топ-менеджеры не скрывали, что они покупают инженеров, сами продукты их не волновали, они прекратили их продажи. Но свои обязательства по поддержанию работоспособности уже проданных устройств они выполняли. В конце февраля компания неожиданно сообщила, что уже в мае прекращает поддерживать сервис. Это означает, что каждый умный дом, построенный с использованием хаба от Revolv, прекратит работать. Разгорелись нешуточные страсти, так как те немногие пользователи, что продолжают пользоваться сервисом, оказались у разбитого корыта – обещания того, что все будет работать вечно, оказались ерундой, они не выдержали испытания временем.

Важная ремарка. Любая компания, что обещает пожизненную гарантию, какие-то иные «вечные» блага, как правило, не готова следовать этим посулам. В силу объективных причин ни одна компания не может гарантировать, что она будет существовать всегда и через десять, двадцать лет сможет выполнить свои обязательства. Поэтому в таких обещаниях всегда кроется проблема, а те, кто верят в них, занимаются самообманом. В момент, когда компания прекращает существование, она уже не беспокоится о том, как выглядит в глазах потребителей, она мертва.

В этой истории все не так печально, цинизм заключается в том, что Google существует, Nest также никуда не исчез, отключают только конкретный продукт и компанию, которая стояла за ним. Для Nest эта история выглядит как непродуманный шаг, который со стороны можно объяснить только тем, что база пользователей Revolv очень небольшая и они в теории не могли оказать никакого влияния на компанию. До начала апреля все так и было, пока кто-то из журналистов не вытащил историю наружу, и вот тут все и началось. Мне сложно оценить, какой была стоимость поддержки старого продукта, но вряд ли это были миллионы долларов в год, сомневаюсь, что речь шла даже о десятках тысяч. Факт заключается в том, что ущерб от публикаций для Nest уже измеряется в миллионах, а удар по имиджу компании в США таков, что переломить восприятие будет крайне сложно. Те, кто постоянно путешествует в крупные города США, не раз видели рекламу Nest, в Нью-Йорке ее всегда много. И все эти усилия пошли прахом, так как теперь в сознании людей зафиксировано, что их продукты могут отключить в любой момент. И люди не будут верить обещаниям, что этого не произойдет и компания в этом не заинтересована. У них есть пример обратного поведения.

Эта история затрагивает сразу несколько важных моментов для рынка электроники и сервисов. Невозможно просчитать, как долго тот или иной сервис будет на плаву, можно только представить вероятность этого события. Хотя, с другой стороны, кто мог предположить, что компания, принадлежащая Google, так поступит со своими пользователями? Это выглядит как минимум недальновидно и странно.

Главный вопрос, который нам необходимо задать, звучит так – кто контролирует ваши устройства, что вы приобрели и поставили у себя дома? Каков будет гарантированный срок службы сервиса? Представьте, что вы покупаете умный шагомер, весы, подключающиеся к сетевому сервису и выкладывающие ваши показатели в облако. Вам все нравится, но однажды вас «радуют» сообщением, что с такого-то числа сервис закрывается. И никакой возможности получить свои данные, перейти куда-либо. Это просто закрытие сервиса, который должен был работать вечно или бесконечно долго. С ностальгией вспоминаю, как в Nokia запустили OVI, в облако я выложил кучу своих фотографий, а затем сервис просто закрыли. Это было хорошим уроком, верить в заявления о том, что вам что-то дают навсегда, не стоит. И новейший опыт именно таков, компании с легкостью отказываются от своих обязательств.

На мой взгляд, нам необходимо выработать условия, при которых компании будут брать на себя ответственность за сервисы и подтверждать, что они будут поддерживать их определенный срок с момента продажи устройства. То есть, при покупке вы будете знать, что ваш умный дом имеет гарантию не менее пяти лет. И, соответственно, рассчитывать свои траты. Как вам такая идея?

К содержанию >>>

Хорошая попытка Samsung – Good Lock как часть интерфейса

В умах людей Android превратился в торговую марку, и есть поклонники чистокровного Android, не замутненного каким-либо производителем и его попытками создать свой аналог системного интерфейса. Здесь нет готового и единого рецепта, есть те, кто искренне ненавидит TouchWiz, считая его медленным, плохо работающим и однозначно проигрывающим чистому Android во всем. Это вопрос вкуса и привычек, о которых, как известно, не спорят. Например, для меня множество мелких и удобных фишек TouchWiz с лихвой перекрывают его недостатки. Тем более что в последних двух поколениях Galaxy он потерял много наслоений и стал максимально близок к обычному Android. Но повторюсь еще раз, это вопрос вкуса и привычек. Забавно наблюдать, как люди, которые не испытывают теплых чувств к чистому Android, извиняются за это, в узкой прослойке поклонников технологий это считается дурным тоном – Android необходимо любить в том виде, как его создала компания. Но так ли велика прослойка людей, которые знают об этих отличиях? У меня есть плохая новость, таких людей очень немного, на грани статистической погрешности.

Поэтому, когда возникает обсуждение того, что на Note 4 прилетело обновление до Android 6, а в нем не поддерживается Camera API от Google или API для сканера отпечатка, я пожимаю плечами. И что с того? Подавляющее большинство людей просто не в курсе, зачем им это может понадобиться. Как-то в «Бирюльках» я рассказывал про своего соседа, который остановил меня и попросил показать, где в меню он может найти приложение «Заметки». Взрослый мужчина не мог зайти в меню телефона, ориентировался только в пределах рабочего стола, одной странички на экране смартфона. Единичный случай? Отнюдь. Большинство потребителей пусть и не таковы, но они инертны и ленивы, не стремятся изучать все возможности своих телефонов, а просто пользуются ими.

Как много людей видоизменяют свои Android-аппараты и пробуют оболочки? Немногие. Это даже не каждый десятый, не каждый сотый человек, в лучшем случае один из десяти тысяч. А на постоянной основе альтернативными оболочками пользуются и того меньше людей. Понятно, что, учитывая распространенность Android, мы все равно говорим о десятках миллионов людей, но это капля в море.

Широко обсуждаемое в узких кругах противостояние интерфейсов производителей и чистого Android сильно преувеличено. Эта история отсутствует для массового рынка, да она и не может существовать, так как интересует незначительную часть активной аудитории. В мире существуют десятки оболочек для Android, они качественно сделаны, красиво выглядят, но потребность в них минимальна. Тот же Nova Launcher мне очень нравится, качество продукта вызывает уважение, но никаких позывов использовать его на том или ином аппарате просто нет. Почему? Возможно, виной тому моя лень, но скорее речь идет о том, что он не дает чего-то экстраординарного и необходимого для меня. Возможно, что обычные потребители рассуждают ровно так же.

Поэтому, когда в Samsung решились на эксперимент и создали оболочку для изменения режима заблокированного экрана, назвав ее Good Lock, я тут же про себя пожелал им удачи в этом безнадежном начинании. Как эксперимент это приложение интересно, но оно не выйдет за пределы узкой аудитории и не получит какого-либо широкого распространения. Если только в Samsung не сделают его частью системы и последующих версий TouchWiz. Но тут возникает дилемма, в Samsung пойдут на этот шаг только в случае, если эксперимент окажется удачным и оболочка пойдет в народ. Но этого случиться не может по причинам, описанным выше, большинству все равно, и их устраивает то, что есть сегодня. Для нас с вами интересно посмотреть, куда идет пытливый корейский ум и что станет частью Android 7.х или 8.х, какие функции обкатывают сегодня, а в дальнейшем сделают системными. Напомню, что в связке Google/Samsung, именно Samsung выступает теперь зачинателем новых идей для Android, пользовательских функций, в то время как Google оттачивает систему, строит API, одним словом, занимается самой операционкой. Это вовсе не значит, что сам Google не может добавлять пользовательские функции в Android, но опыт последних полутора лет показывает, что они этого не делают.

Итак, идея Good Lock строится вокруг того, что нужно изменить режим ожидания и работу смартфона. У вас появляется возможность доступа к иконкам приложений прямо с экрана ожидания, вы сами можете выбирать, какие иконки тут будут. Но самая главная фишка, в которой нет никакой новизны, это определение координат и изменение интерфейса в зависимости от вашего местоположения. Например, находясь дома, вы автоматически отключаете блокировку смартфона, переводите звонок в бесшумный режим, меняете цветовую гамму интерфейса и так далее. На работе вы включаете другой режим звонка, запускаете проверку почты, отключаете Bluetooth. Все это происходит автоматически, согласно заданному вами шаблону. Ничего нового в этом нет, многие компании показывали аналогичные возможности, можно вспомнить такие функции в аппаратах от Motorola.

Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock Good Lock

Другая фишка – это разделение выпадающей шторки с уведомлениями на две закладки. Смахивая уведомление влево, вы убираете его, как и в обычном Android, вправо – помещаете в хранилище и можете позднее вернуться к нему. Нужно ли это? Сомневаюсь.

Большая часть того, что демонстрирует Good Lock, – это перепев того, что уже встречалось на рынке. Никаких революционных или просто свежих идей тут нет. Скучно. Но внимания эта программа заслуживает, и в силу этого факта она показывает, что мы подошли к моменту, когда производители исчерпали возможности расти и развиваться дальше. Застой наблюдается у Apple, Google, Microsoft и других. Интерфейсы и фишки почти исчерпали себя. Каждая удачная находка любой компании тут же тиражируется другими. Хотим мы того или нет, но системы за счет таких заимствований становятся похожи друг на друга.

И тот же Android в его чистой версии от Google либо версии с TouchWiz воспринимается потребителями как достаточный и привычный, они не требуют ничего иного. Им довольно и того, что они получили. А значит, те, кто создает внешние оболочки, заведомо проиграли. Они могут сделать очень красивые оболочки, придумать новые функции, ярлыки или что-то еще, что мы даже не можем вообразить. Но смысла в этом нет, люди не готовы этим пользоваться, учиться тому, как работают оболочки.

Тот же Good Lock выжирает батарейку, и ставить его на основной телефон точно не стоит. В принципе, любая оболочка отличается тем, что она подъедает энергию и телефон будет работать меньше. Нужно ли это вам? Уверен, что нет. Тем, кто хочет сам убедиться в том, что такое Good Lock, надо иметь телефон на Android 6 (от Samsung), поставить программу из App Store или найти ее APK-файл. Но что-то мне подсказывает, что большинство удовлетворится кратким описанием этой оболочки тут или видео с ее демонстрацией.

Мы ленивы и мы не хотим привыкать к чему-то новому. Поэтому так болезнен переход с одной системы на другую, поэтому это требует усилий. И зачастую люди не готовы тратить свою энергию на это. Зачем, если и так все работает и все хорошо?

К содержанию >>>

Бренд или не бренд, на слова группы «Ленинград»

В одной из песен Алиса Вокс задается вопросом, что было вечером, перефразируя, можно пропеть – «бренд или не бренд»? На прошлой неделе Huawei в Лондоне, и не только там, показал целую россыпь новинок, например, флагман Huawei P9, P9 Plus и другие модели. С тем же P9/P9 Plus связано два момента, которые у меня вызвали улыбку. Кто-то из читателей прислал ссылку на текст неизвестного автора на неизвестном мне ресурсе, где обсуждается то, что P9 скопировал iPhone 7, в котором, согласно утечкам, будет две камеры. Сознание автора увязало эти «факты», и весь текст доказывал, что Huawei спешил представить свои устройства быстрее, чем Apple. И то, что за пару лет до этого они уже предлагали такую конструкцию, конечно же, никого не волнует.

Huawei P9 и Huawei P9 Plus

Над этим можно смеяться, можно грустить, но это наглядная демонстрация того, как заметная часть аудитории воспринимает торговые марки. То, что не сделали крупные игроки, которые находятся в зоне внимания этих людей, для них просто не существует. И это то, как живет рынок, многие первопроходцы забываются, так как они вне поля зрения потребителей, про них не вспоминают.

Теперь пара слов о другом трюке, который вызывает негодование у части аудитории, это цены на уровне флагманов крупнейших компаний. Так, в начале лета, когда выйдет P9/P9 Plus, цена на эти аппараты будет на уровне S7/S7 EDGE сегодня, ориентировочно 50 и 60 тысяч рублей соответственно. И многие восклицают: «50К за Huawei? Да вы белены объелись!»

Но тут есть другой момент, который стоит принимать во внимание. Не все люди думают так. Более того, вокруг нас есть множество людей, что не готовы в силу своих вкусов покупать тот же Samsung или iPhone, хотят альтернативу того же уровня. А для них уровень продукта выражается не в его технических характеристиках, а в стоимости. И в этом аспекте в Huawei делают все верно, предлагая свои смартфоны по стоимости, равной той, что есть у крупных компаний. В долгосрочной перспективе это единственный путь, который ведет к построению сильного бренда.

А что дает компании сильный бренд? Очевидный ответ – продажи. Сильная торговая марка становится преимущественным выбором для потребителя, он выделяет ее среди других и в первую очередь рассматривает ее продукты. Примером сильного бренда на рынке электроники можно считать Apple, продукты компании имеют фантастически высокие продажи с учетом их технических характеристик и стоимости. Это сила марки. Тот же iPhone SE за первые сутки продаж в России показал отличный результат для такого нишевого устройства – тысяча штук. При цене в 38 тысяч рублей, отсутствии высокого спроса на подобные модели и конкуренции со стороны обычного iPhone 5s результат, заслуживающий уважения, рекорд для ниши. Ни один другой производитель не смог бы продать такую старую модель, к тому же в старом дизайне и за такую цену, а Apple может.

Посмотрите на такие компании, как Huawei, Lenovo, Meizu, они все чаще начинают восприниматься как международные, а вовсе не китайские. Поклонники этих производителей живут по всему миру, и они пользуются их устройствами практически в каждом уголке мира. Что это означает? Ответ очевиден – ценность этих марок растет, равно как и возможность брать премию за свои продукты, продавать их дороже. И это работает.

На наших глазах происходит постепенное изменение рынка, в котором вчерашние марки второго эшелона превращаются в глобальных игроков. И при этом отъедают кусочки славы у крупнейших компаний, что на слуху сегодня. И уже стало вовсе не зазорным ходить с китайским смартфоном, зачастую они весьма достойного качества. Мир изменился. Марки, что правят бал, также меняются. И основным средством борьбы за покупателя стало то, как вы выстраиваете коммуникации с ним, а не только и не столько качество продукта и его стоимость.

К содержанию >>>

Письма читателей – по следам наших публикаций

Обожаю разбирать письма и выносить на обсуждение самые интересные из них, это всегда ценные комментарии к тем материалам, что уже вышли. Например, вот письмо от Александра:

«Здравствуйте, Эльдар,

Я постоянно читаю Бирюльки и последнее время вы очень часто затрагиваете вопрос обновления Android и iOS. В основном я согласен с тем, что обновления системы не нужны большинству, но вы упускаете один момент. Обновления операционной системы также закрывают проблемы безопасности. Бывают ситуации, когда уязвимости присутствуют в базовых библиотеках, как например недавняя проблема с glibc на Linux.

Проблема с мобильными OS в том, что если найдется аналогичная проблема в старой версии OS, то проблема будет решена только в последней версии (вышеупомянутая проблема с glibc присутствует с 2008 года). Для Apple это менее критично, так как большинство пользователей обновляется на последнюю версию OS. Для Android это становится проблемой. В итоге получается, что если вы пользуетесь не последней версией OS то ваш телефон теоретически подвержен атакам. А в зависимости от уязвимости она может срабатывать, когда вы заходите на определенный сайт, или подключаетесь к бесплатной wi-fi сети.

Я читал, что Google собирается отделить ядро OS от всего, что создается производителями телефонов, и тогда заплатки, для уязвимостей в OS, можно будет присылать на все актуальные версии Android, как например это делается в Linux (так называемые back ports), когда приходят обновления только с решениями для проблем безопасности, но в то же время никакой новой функциональности не получаете.

Ну а пока нет других возможностей, кроме как обновлять свою OS до последней версии, для того, чтобы получить обновления безопасности для известных уязвимостей.

With best regards,
Alexander»

P.S. Хорошей вам рабочей недели! Удачи во всех добрых начинаниях.

К содержанию >>>

Ссылки по теме

Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Просмотров: 344 | Добавил: АЛЕКСандр6742 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: