Главная » 2016 » Декабрь » 5 » Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми
06.31.08
Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

Привет.

Чуть больше недели в Пекине не могли не сказаться на том, о чем мне захочется рассказать в этом выпуске «Бирюлек», он во многом будет посвящен происходящему в Китае, местным производителям и наблюдениям из жизни. Для меня Китай всегда был бурлящим котлом, в котором благодаря сотням миллионов потребителей возникают различные тенденции, которые видны за счет масштаба рынка. Например, помните, как в недорогих звонилках Nokia плохо работали динамики? Люди, чтобы лучше слышать собеседника, переворачивали телефон клавиатурой от себя. Казалось бы, ситуация, характерная для кнопочных телефонов. В эпоху смартфонов, лишенных недостатка конкретных моделей, она должна напрочь забыться. Так и случилось почти везде, но не в Китае. На улицах Пекина, равно как и в ресторанах, магазинах можно встретить людей, что говорят, повернув телефон экраном от себя. Меня это настолько смутило, что я поинтересовался у местных товарищей, в чем тут дело, и получил такой ответ: «Считается, что телефон излучает, а так им пользоваться безопаснее». На практике, как вы понимаете, все получается с точностью до наоборот, антенна начинает работать в голову, а не от нее. Более того, окружающие лучше слышат ваш динамик, чем вы. Глупо ли использовать так современные смартфоны? Однозначно да. Но в Китае у некоторых людей появилась такая привычка, и они заметны в общей толпе. За счет огромной численности населения эта привычка быстро набрала своих последователей, они превысили критический порог. Уверен, что со временем она отомрет, так как никакого практического смысла в ней нет. С другой стороны, мне еще дали такое объяснение: «Экран ты трогаешь пальцами, они могут быть грязными, прикасаться потом им к лицу негигиенично». Оглядываясь вокруг на мусор, смог и другие проблемы, что влияют на здоровье людей, я думаю, что телефоны тут – последняя из них.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

Рассказывать про местных операторов нет никакого толка, они очень разные по качеству. Например, я всегда покупаю SIM-карту в аэропорту, она довольно дорогая (300 юаней за 6 ГБ данных, то есть почти 3 000 рублей), оператор China Unicom. Качество 4G-сети в Пекине далеко от идеального, сильно отличается от Москвы. Но учитывая, что Пекин – это город, где небоскребы соседствуют с лачугами, это не выглядит чем-то неожиданным. Для европейца необходимо использовать VPN, чтобы получить доступ к привычным сервисам на Android, что также негативно сказывается на скорости соединения.

Содержание

  1. Вам Oppo или Vivo? А может, Honor?
  2. Пекинские дороги как полигон электрического транспорта
  3. Социальный обман как бич нашего общества

Вам Oppo или Vivo? А может, Honor?

Путешествие в Пекин – это всегда прикосновение к местному рынку электроники, тому, кто и как продвигает свои товары. Представление наших соотечественников о Китае очень своеобразное, например, каждый раз меня просят привезти что-то из смартфонов и искренне обижаются, когда я пытаюсь объяснить, что дешевле и проще купить их в интернете с доставкой до дверей. Рынков электроники не так уж много, чем-то они напоминают наши развалы, об одном из таких я как-то писал. Подобные рынки похожи в большинстве городов Китая.

Торговаться на подобном рынке и выискивать наилучшую цену бессмысленно, как правило, здесь высокая стоимость всей электроники, а «выгодные» покупки оказываются на поверку полной ерундой. Приведу простейший пример. Один мой знакомый постоянно клянет российскую розницу, что наживается, ворует деньги из его кармана и продает товары втридорога. По его мнению, в Китае он покупает те же самые товары, но под другими марками, зато в разы дешевле. Так как дискутировать без конкретных примеров товаров невозможно, я попросил его привести на его выбор те товары, что сильно отличаются в цене. И он привел мне в качестве такого светодиодные лампочки. По его словам, цена на такие лампы составляет 3-4 доллара (качественные!), а можно найти их и дешевле. Когда мы углубились в «малозначительные» детали, оказалось, что ни одна из упомянутых им ламп не выдает тот поток света, что заявлен (у многих этот параметр отсутствует вовсе, светит, и то хорошо), качество света, мягко говоря, сомнительное. На поверку оказалось, что несколько лет подряд он покупал дешевые LED-лампы, которые не выдерживали никакой критики, и его радовало только то, что они стоят недорого. Посмотрев на то, как они светят у него дома, я был разочарован: довольно тускло, чтобы добиться приемлемого освещения, приходится врубать весь свет в помещении, когда можно обойтись тремя нормальными лампами в люстре, а не устраивать иллюминацию. Мне удалось убедить своего знакомого, что все это время он вместо покупки кроссовок Adidas приобретал Adibas, да еще и рекламировал, не задумываясь о том, а что же он предлагает такое.

Один из самых стойких стереотипов покупателей заключается в том, что за меньшие деньги, чем стоит продукт крупной компании, они получат то же самое качество, а также те же самые характеристики. Это утопия и самообман. Другое дело, что зачастую в дорогих устройствах избыточное для вас число функций либо использованы какие-то особые материалы, за которые берут дополнительную плату. И тогда можно выбрать что-то дешевле без потери качества для вашего сценария использования. Но люди не хотят задумываться, и часто низкая цена отключает разум.

Поэтому проще не дергать знакомых и друзей, что поехали в Китай, а заказать понравившийся товар онлайн, на том же Aliexpress или другой площадке. Гарантирую, что это будет дешевле и надежнее, чем бегать с высунутым языком по местным рынкам, торговаться и в итоге получить не совсем то, что нужно. Сами китайцы за выгодными ценами отправляются в онлайн-магазины, а вовсе не на рынки или в обычные магазины электроники.

Теперь же позвольте поделиться впечатлениями от пекинских магазинов и того, что они продают, попутно рекламируя. Не берусь брать на себя ответственность, что это полноценный взгляд на весь Пекин, но за неделю посмотрел множество магазинов, проехал большую часть города и обращал внимание на рекламу. Если судить по рекламе, то основной товар – это Xiaomi Mi Note 2, также рекламируется Honor вместе с часами, упоминания Huawei почти не встречаются, хотя пару раз попадались щиты с Mate.

Очень много рекламы компании Vivo, она на взлете, и ее новый флагман буквально везде. На улице Ванфуцзин сделали большие павильоны, в которых показывают этот слепок с iPhone 7.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

Напомню, что OPPO и Vivo принадлежат холдингу BBK Corporation, хотя имеют отдельные фабрики, но один R&D, поэтому у них симметричные названия моделей, отличаются они только буквой. Также они очень похожи по дизайну и своим характеристикам. Если сложить продажи OPPO и Vivo, то окажется, что это марка номер три в глобальных продажах, но их львиная доля приходится на Китай, на внешних рынках они не очень известны.

За несколько лет произошла заметная трансформация торговых точек, если раньше было много магазинчиков с вывеской LeTV либо Lenovo, то сейчас они перекрасились в Vivo или OPPO, реже Meizu. Понятно, что магазины не принадлежат этим компаниям, просто владельцы получают вывески, а заодно возможность продавать этот товар. То, насколько много ViVo/OPPO вокруг, говорит о популярности этих устройств в Китае. Целенаправленно переработана стратегия для розницы, много усилий по предоставлению стоек, демо-образцов и тому подобного, компании качественно выросли за несколько лет, и полученный результат вполне закономерен.

Рекламы iPhone на улицах нет, только возле нескольких Apple Store мелькает изображение iPhone на больших экранах. Товар дорогой для Китая, тем более что местные марки внешне делают ровно те же телефоны и по меньшей цене. Перепродавцы iPhone 7, что стоят около магазинов, кидаются на одиноких иностранцев в надежде впарить свой товар, но спрос практически нулевой, все есть на полках.

Возле туристических достопримечательностей ходят мошенники, что предлагают недорого iPhone 7, который является подделкой. Просят за него 200-300 долларов, хотя по факту он не стоит больше 100.

В обычных магазинах iPhone встречается, но цены высокие, товара на прилавках мало. Совсем иное дело – местные марки, их тут огромное количество и на любой вкус. В условно дорогих, оформленных магазинах фирменная реклама Apple соседствует с рекламой от местных марок.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

В зависимости от региона и от канала продаж вы можете встретить те или иные устройства, марок второго и третьего уровня десятки. Чтобы показать, что мы не знаем рынок смартфонов Китая, приведу в качестве примера марку Meitu, она планирует провести IPO в Гонконге. Марка появилась в 2012 году, в 2014 году выручка составила 488 миллионов юаней, в 2015 году уже выросла до 741 миллиона юаней. Число активных пользователей продуктов Meitu составляет ежемесячно около 400-430 миллионов человек! А знаете, что делает компания? Приложение, которое улучшает цвет лица при съемке селфи, для этого же они выпускают смартфоны ценой в 1 500-2 000 юаней, на них приходится 97% выручки.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

Огромный внутренний рынок Китая позволяет компаниям жить внутри страны, расти и комфортно развиваться, не претендуя на внешние рынки. Качество продукта во многом зависит от числа его пользователей, так как последнее дает прибыль и возможность инвестировать в R&D. Эта мысль в Китае возникает постоянно, так как миллиард человек как потенциальная аудитория – это очень много.

На одной из туристических улиц у компании Lenovo был фирменный флагманский магазин, в нем можно было найти телефоны и компьютеры компании. История Lenovo начиналась как взлет небольшой китайской компании при местной академии наук. Немного про историю компании вы можете найти вот в этом материале.

В Пекине имел возможность поболтать далеко не с последними людьми из Lenovo, которые отвечают за мобильное направление и не только. Напомню, что на рынке ходят слухи о том, что компания может отказаться от собственной марки ради использования имени Motorola. Проблема Lenovo в том, что компания, купив Motorola, так и не смогла сделать эту компанию прибыльной и увеличить свое присутствие на мировом рынке. А причины этого кроются в той стратегии, что приняла Lenovo. Как сказал мой собеседник о компании, в которой он трудится и частично отвечает за направление развития, «мы всегда были сильны в том, что ориентировались на внутренний рынок, а затем нам стало тесно, мы стали мировым лидером в ПК, и стратегия изменилась, мы стали ориентироваться больше на внешние рынки, чем на внутренний рынок. В итоге наши смартфоны стали менее интересными для китайского покупателя, а потом мы потеряли и внешний рынок – ведь внешний рынок смотрит на то, что популярно в Китае. Мы думали, что можно завоевать каждый внешний рынок по отдельности, а оказалось, что ключ к успеху у нас под носом, дома, но мы его проглядели».

Флагманский магазин Lenovo в Пекине теперь выглядит вот так, это полностью подтверждает слова о потере домашнего рынка.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

Проблема Lenovo заключается в том, что компания не имеет четкой стратегии развития в области мобильных устройств, это разовые сделки. Более того, сегодня одеяло на себя перетянула команда, которая привела к неуспеху Motorola и продолжает трудиться на своих местах. Люди, что уже потеряли миллиарды долларов, вновь доказывают, что они способны это сделать. Внутри руководства Lenovo есть понимание, что требуются решительные меры для исправления ситуации, но сами шаги, которые предпримет компания, неясны. Боюсь, что все ограничится полумерами, а значит, эта ситуация постоянного болота продлится и в 2017 году. Хотя надо отметить, что план мероприятий и продуктовую линейку на 2017 год нарисовали красивую, станут своего рода Huawei трехлетней давности.

Про важность большого числа пользователей для развития своих продуктов хорошо говорит опыт Google и подобных компаний. Можно перечислить десятки направлений, где число пользователей определяет качество конечного результата, это поиск, AI, распознавание голоса, качество карт. Например, в Китае сервисы Google де-факто запрещены, местные жители для картографии используют карты Baidu. Они неплохого качества, а сами карты отрисованы миллионами китайцев, что вносят свой посильный вклад в развитие этого продукта, практически всегда бесплатно и на общественных началах. Но для иностранца это всегда было проблемой, так как эти карты не адаптированы для туристов, они исключительно для внутреннего, китайского использования. В поездке я пользуюсь картами Google, так как на них есть основные достопримечательности, прокладка маршрутов с помощью общественного транспорта, но качество POI оставляет желать лучшего. У меня не было ни разу возможности в Европе или США добавить какое-то место, что отсутствует на картах Google, за неделю в Пекине я встретил с десяток таких ресторанов и кафе, что отсутствуют как POI.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

Почему? Ответ очевиден, мало кто пользуется Google Maps в Китае, и это проблема для данного сервиса, его качество от этого сильно страдает. Ровно то же можно сказать про отзывы о тех или иных заведениях, их очень мало, невозможно сформировать свое мнение.

В Baidu решили, что их стратегия должна охватывать весь мир, поэтому они планируют запустить свои карты в 106 странах мира, в течение года покрыть 99% населения Земли. К 2020 году Baidu рассчитывает, что половина пользователей сервиса будет вне Китая. Амбициозные планы, которые маловероятны при традиционном подходе, когда вам нужно устанавливать приложение самостоятельно. В Европе, США и многих странах Азии качество Google Maps уже таково, что конкуренты просто сильно или очень сильно уступают ему. И все дело в тех же POI, а также постоянно появляющихся особенностях, например, пиковых часах посещения того или иного места, возможности автоматического планирования маршрутов, которая появится в 2017 году (AI в каком-то виде, я в восторге от этой функции).

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

На днях в Baidoo объявили о том, что выходят на рынок Скандинавии, договорились о получении картографической и туристической информации с местными компаниями. Это та самая экспансия, когда китайской компании стало тесно внутри страны. Но, в отличие от Lenovo, в Baidu продолжают считать родной рынок приоритетным и опираются на него. Сложно сказать, получится ли такая экспансия у Baidu, я с большим скепсисом смотрю на этот процесс. И причина для этого не только в том, что текущие игроки на внешних рынках сильны, а в том, что число пользователей, что могут вовлечь Baidu в составление и улучшение карт, очень небольшое для той же Европы. А значит, и качество продукта будет сильно отличаться, оно будет ниже, чем у конкурентов. В Китае сервисом пользуются 300 миллионов человек, из них сто миллионов в автомобилях. Эти цифры косвенно говорят о том, что рынок смартфонов еще далек от насыщения (население Китая – 1.35 млрд человек, то есть проникновение Baidu будет расти). Сама компания оценивает свою долю на рынке навигационных услуг в 70%.

Давайте взглянем на обратную экспансию, когда компании пытаются захватить долю на китайском рынке. Например, в Пекине можно увидеть в разных местах предметы искусства, которые имеют подпись от Uber, это этакая незамысловатая реклама.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

Но европеец, прилетевший в Китай, не сможет воспользоваться Uber без определенных ухищрений, вам понадобится локальный интернет, подключение VPN, а затем еще вас попросят ввести ваш пароль, который по какой-то причине может и не подойти. В том же Пекине смысла пользоваться Uber почти нет, стоимость официального такси очень низка, так, поездка из аэропорта может стоить 100-200 юаней, а это примерно час времени. Для местных пользователей Uber доступен, но он проигрывает соревнование местному игроку – Didi Chuxing. А теперь пара цифр, чтобы показать масштаб бедствия. Треть всех поездок Uber в мире еженедельно дает Китай. В 2015 году компания потеряла на китайском рынке чуть больше миллиарда долларов, годом ранее столько же. Поэтому Uber в итоге решил передать свой бизнес Didi, получив долю в ней. И это показательная для Китая история, в Uber потеряли более 2 миллиардов долларов, помимо иных инвестиций в рынок, а не получили ровным счетом ничего. Более того, их прямой конкурент забрал все операции компании в обмен на долю в 20% и празднует победу. В долгосрочной перспективе Uber не просто проиграл в Китае, их вышибли отсюда. Подобные ситуации могут повторяться время от времени, Китай – это не та страна, в которой внешние компании с легкостью могут добиться успеха. Причин для неудач много, одна из ключевых – это языковой барьер. Но он, как и всегда, обоюдный, китайцам на внешних рынках ровно так же тяжело. Хотя они освоили метод, как они пытаются запустить свои компании, с большой помпой и размахом, добиваясь соглашений со значимыми игроками и рассчитывая, что денег в пирамиде хватит, чтобы выйти на точку безубыточности. Но каждый раз пирамиды складываются, что приводит к необходимости сокращать расходы, и начинается спираль падения вниз, которая затягивает компанию. В Пекине почти не видно магазинов LeTV либо LeEco, хотя раньше они были в большом количестве, компания теперь агрессивно продвигает себя в онлайне. Оценить количество рекламы там не представляется возможным, но могу сказать, что ее много и она заметна. Другое дело, что попытка экспансии на внешние рынки привела к тому, что основатель компании объявил о сокращении штата на 10%, это только первый шаг в Китае. В LeEco есть проблемы с деньгами, и они пытаются их решить.

Один из бывших сотрудников китайского офиса компании рассказал забавное про российское подразделение LeEco. Оказывается, сама компания не имеет к нему никакого отношения, это частная компания, зарегистрированная в Гонконге частным лицом. Никакого прямого подчинения и доступа к средствам LeEco нет, все это развивается на «деньги частных инвесторов из России». Судя по объему этих денег, это явно кто-то из чиновников, а не бизнеса, последние умеют считать и просчитывать перспективы. Но это просто одна из деталей, которая не так важна. Мы обсуждали будущее LeEco в Китае и различные проекты, что запустила компания в предыдущие годы. Мнение моего собеседника было умеренно-пессимистичным, большая часть имиджевых проектов будет свернута, в частности, можно забыть про электрокар. Во второй половине 2017 года компания резко сократит присутствие на многих рынках, так как начнутся проблемы с товаром (телевизоры, смартфоны), в этот момент будет достигнут пик выплат фабрикам и банкам, на данный момент денег нет, и первые тревожные звоночки – это только начало истории, дальше денег потребуется в разы больше. Отсюда поиски инвесторов и спешное закрытие всех громких проектов, требующих больших инвестиций. Их без особой помпы утопят.

К содержанию >>>

Пекинские дороги как полигон электрического транспорта

Обычно московский рейс Аэрофлота прилетает в Пекин утром, самолет заходит на посадку, но за окном белесое марево, в котором не видно ни зги. Метрах в ста от земли мгла расходится, но здания, машины, дороги – все в небольшой дымке, которая делает очертания предметов нерезкими. Добро пожаловать в пекинский смог, который по праву считается одним из сильнейших на планете. Город чадит своими машинами, в небольших домах без центрального отопления топят в зимнее время углем. Мегаполис с 20 миллионами жителей превратился в фантасмагорическое нагромождение современных небоскребов и торговых центров, которые соседствуют с панельными домами, спроектированными во времена СССР, а также одноэтажными домиками, сбившимися в целые районы, где все удобства на улице, один туалет на целую улицу. В хутунах легко можно встретить с утра китайцев в пижамах, что спешат совершить утренний туалет на другом конце улицы или идут в таком виде в соседний McDonalds. Ирония в том, что часто здесь живут люди обеспеченные, такое жилье в условном центре города стоит дорого.

Пекин – это идеальный полигон для электрического транспорта, но если в Гонконге мы видим засилье Tesla на дорогах, то в столице Китая их очень немного, за неделю увидел только две машины.

Развитие электротранспорта напрямую зависит от страны, а также городов, где-то в таких средствах передвижения есть потребность, равно присутствуют и генерирующие мощности, а где-то они маловероятны и невыгодны. На примере Пекина будет интересно посмотреть, почему электротранспорт становится приоритетен для Китая и местные производители так агрессивно его развивают.

Для начала надо остановиться на загрязнении воздуха в Пекине, также оно есть в большинстве крупных китайских городов. Большой город означает для Китая высокий уровень развития промышленных предприятий, которые загрязняют атмосферу. В предыдущие десятилетия индустриализация была приоритетом, и про экологию никто не думал, важнее было построить заводы и загрузить их заказами. Начиная с 2010 года ситуация кардинально изменилась, государство постоянно ужесточает экологические нормы, требует их соблюдения. Но производство в черте городов и рядом дает от силы половину загрязнения, вторая половина приходится на автомобили. Например, в Москве на 12 миллионов жителей около 5 миллионов зарегистрированных машин, но на дорогах ежедневно находится 3-3.5 миллиона автомобилей. В Пекине на вторую половину 2016 года зарегистрировано 5.9 миллиона машин, в пиковые дни на дорогах находится 3 миллиона машин. В сравнении с Москвой машин немного, а значит, их число ежегодно должно расти. Так и было, пока в Пекине не последовали примеру Шанхая и не ограничили выдачу регистрационных номеров. Их нельзя просто пойти и получить, они ежемесячно разыгрываются в лотерею. Полученный номер нельзя продать, он выдается на конкретную машину. Сам автомобиль можно продать только через определенный промежуток времени. Более того, в четные дни недели по Пекину могут передвигаться автомобили, у которых номер заканчивается на четную цифру, в нечетные, соответственно, другие. За нарушение этого правила система камер выписывает штрафы, которые нельзя назвать небольшими. В выходные въезд в центр города ограничен для многих машин, в том числе грузовиков. Автомобили из других регионов не могут въезжать в центр города в час пик.

Система административных запретов в Пекине очень развита. Например, для местных строительных компаний самым значимым фактором остается индекс загрязнения воздуха.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

При достижении определенных уровней им запрещают вести открытые работы на грунте, перевозить строительный мусор и землю, использовать грузовики! При строительстве больших объектов, что не являются политически мотивированными, необходимо рассчитывать среднее число «хороших» дней, прогнозирование выходит на новый уровень, так как от этого зависят ваши расходы на технику.

Другим примером запрета может служить отказ 2.5 миллионам машин в праве выезда на улицы города на две недели, чтобы к Дню победы очистить небо Пекина. И надо отметить, что эта цель была достигнута, равно как и ограничение числа работающих вредных предприятий.

Именно поэтому в Пекине активно развивается электрический транспорт. Двадцать лет назад и раньше на дорогах Пекина каждый день можно было видеть миллионы велосипедов. Помните, у Кати Мелуа даже есть такая песня, про 9 миллионов велосипедов в Пекине.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

Сегодня велосипедистов на дорогах города сложно встретить в большом количестве, построена разветвленная и удобная система метро, много маршрутов общественного транспорта. Пекинцы пересели на общественный транспорт, так как он удобен и дешев. К Олимпиаде и после нее в Пекине развернули огромную сеть проката велосипедов, но ими почти никто не пользуется. Выглядят многие станции заброшенными, они моментально покрылись пылью. На тех, что еще работают, можно найти 3-4 велосипеда, а стойки на несколько десятков! Многие водители паркуют свои машины так, что закрывают стойки с велосипедами. Город, который когда-то был столицей велосипедов, сегодня массово отказался от них.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

К слову сказать, Didi инвестировали деньги в пекинский стартап Ofo, это возможность взять напрокат велосипеды, их легко заметить на улицах города, они желтого цвета. Стартап на взлете, уже порядка 1.5 миллиона пользователей, 500 000 ежедневных поездок в 20 городах Китая, а парк велосипедов составляет 70 000 штук.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

На дорогах творится тихий ад, так как водители не соблюдают правила дорожного движения, перестраиваются как угодно, не пропускают пешеходов почти никогда и едут на красный свет. Средняя скорость движения автомобиля в Пекине – 12.5 километров в час, что является абсолютным антирекордом для таких городов, где к тому же развита система дорог – это широкие, современные полосы, пять кольцевых трасс, опоясывающих город. Другое дело, что мало кто следует знакам и сигналам светофоров.

В этих условиях приоритетом становится развитие экологически чистого общественного транспорта. В Пекине большая сеть троллейбусных маршрутов, причем сами троллейбусы комбинированные, они могут часть маршрута ехать на аккумуляторах. Поэтому часто можно увидеть «троллейбусы» со сложенными рогами, их не отличить от автобусов. Но в Пекине пошли еще дальше и создали целый флот из электроавтобусов, это модели длиной 12 или даже 18 метров. Запас хода у них – около 100 километров, что позволяет сделать две поездки по маршруту. Первоначально подход к замене аккумуляторов был таков, что автобус заезжал на станцию, где персонал физически переставлял батареи. Это занимало до пятнадцати минут, но требовало больших ресурсов – посчитаем число сотрудников такой станции, сменные батареи и так далее. В конце 2015 года в городе стали адаптировать технологию Microvast для быстрой зарядки батарей автобусов, на это уходит от 10 до 15 минут. Из плюсов то, что не нужно менять батареи, время простоя автобуса минимально, это технологический перерыв для водителя, который нужен и так.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

Автобусы, которые созданы под эту технологию, имеют соответствующий значок на кабине, они также могут использоваться как троллейбусы. К слову сказать, выпускает такие автобусы местный производитель Foton, они неплохие по качеству и довольно удобные.

Пекин неожиданно стал полигоном для общественного электротранспорта нового поколения, причем скорость внедрения таких решений очень высока, так как есть задача борьбы с загрязнением воздуха. И если первым шагом становится развитие разветвленной сети зарядных станций для общественного транспорта, то затем она эволюционирует в зарядные сети для обычных электромашин. Комбинация административных запретов на машины с двигателями внутреннего сгорания и развития инфраструктуры для транспорта даст заметное улучшение для экологии. Также в городе пытаются перенять опыт Сингапура и построить интеллектуальную систему управления дорожным движением. Но тут все программы и компьютеры пасуют перед тем, как пекинцы водят свои автомобили, это хаотичное броуновское движение невозможно пока обсчитать. Это отличный пример того, что в любой умной системе всегда есть слабое звено, и зачастую им становится человек. Чтобы система управления трафиком заработала в Пекине, для начала нужно научить местных водителей управлять своими машинами несколько иначе. Это немаловажно помнить всем, кто проектирует те или иные устройства или системы, следует учитывать то, как ими будут пользоваться люди и готовы ли они следовать инструкциям.

К содержанию >>>

Социальный обман как бич нашего общества

Уверен, что вы многократно получали сообщения в мессенджере, электронные письма, в которых содержится фотография ребенка и написано, что ему нужна ваша помощь, чтобы бороться с болезнью. В человеческой природе помогать близким и стараться это сделать, если есть такая возможность. В интернете и социальных сетях это свойство активно эксплуатируется нечистыми на руку людьми. Поэтому мои знакомые часто просят о помощи для своих близких и гарантируют, что это не мошенничество, а вполне реальный человек. В Китае все происходит ровно так же, но теперь эти мошенничества вышли на принципиально новый уровень.

Бирюльки №410. Китайская шкатулка – наблюдения за компаниями и людьми

В Шэньчжэне местный писатель Luo Er собирал деньги на лечение своей 6-летней дочери от лейкемии. В общей сложности он получил больше 2 миллионов юаней (почти 300 000 долларов). При этом он имеет три квартиры, другое имущество и неплохой доход. Он настолько предприимчив, что, начав получать пожертвования, стал платить интернет-агентству за раскрутку истории в WeChat (оттуда можно сразу же отправить деньги). За каждый репост его истории агентство платило 2 юаня (примерно 20 рублей). Очень быстро история стала масштабной, так как в WeChat есть возможность моментально перевести деньги, небольшие суммы.

В отличие от сотен подобных историй, эта поражает одним – дочь этого человека действительно больна, и он просто создал на этом бизнес. В мессенджерах, где моментально можно «посочувствовать» другому и отправить деньги, такие истории набирают обороты. В России они пока находятся на другом уровне, но и эта волна дойдет до нас, идеологически тут нет ничего нового, все те же предпосылки. И вот тут возникает вопрос, а надо ли помогать незнакомым людям в сети. Мой ответ всегда один и тот же – однозначно нет. У нас ограниченные ресурсы, и лучше предоставить свою помощь адресно, проверив, кому вы даете свои деньги, пусть и небольшие суммы. Надо знать тех людей, кому вы помогаете, либо быть уверенными, что это точно нужно им и в каком объеме. Нужна полная прозрачность в таких случаях. Это утопия, что так будет, но к этому надо стремиться. Иначе мошенники будут наживаться на нашем сочувствии и превращать правильные посылы в нечто совершенно обратное. Вот вы помогаете больным? Если да, то как и почему? А если нет, то почему вы этого не делаете?

P.S. В одном материале объять необъятное невозможно, Китай слишком огромен, чтобы даже сделать такую попытку. Я попытался рассказать про то, что определяет главные тенденции этого рынка, да и внешних рынков также. Остановиться на том, что интересно и необычно для нас. Тем не менее, из этой поездки я привез материал на несколько больших статей, скоро вы сможете их прочитать. Пока же желаю вам хорошего настроения и правильного настроя, чтобы творить великие дела. Удачи!

К содержанию >>>

Ссылки по теме

Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Просмотров: 305 | Добавил: АЛЕКСандр6742 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: