Главная » 2012 » Сентябрь » 18 » Часть 2
21.30.06
Часть 2

История Nokia очень хорошо перекликается с таковой для Siemens, Sony Ericsson, Motorola – их продукты в какой-то момент вышли из моды. С одной стороны была компания Apple, которая своим эмоциональным подходом, распространенным с рынка iPod, Mac смогла завоевать рынок телефонов, с другой стороны - инженерный подход Samsung. Эти компании просто не выдержали конкуренции, сдулись в одночасье. У них хорошие продукты, в случае Motorola просто отличные. Но люди не хотят их, и покупателей невозможно заставить пользоваться этими продуктами. Безусловно, каждая компания имеет определенную аудиторию поклонников, кто-то больше, кто-то меньше. Но не секрет, что сегодня рынок теряют все, кроме Apple и Samsung. Мне такой мир не очень нравится, и хочется видеть реальную конкуренцию между множеством игроков.

К сожалению, в мире Apple с уходом Стива Джобса эмоциональная составляющая потерялась, просто мы этого еще не ощущаем в полной мере, воспринимаем компанию по инерции. Эмоции можно симулировать, но обмануть огромное число людей такой имитацией невозможно.

Другой аспект этой истории заключается в том, что потребители выступают в последние годы в качестве утомившихся, наевшихся разными развлечениями зрителей. Он хотят, чтобы производители не только создали очень интересные технологии, но еще и смогли станцевать джигу, представляя их. А это выходит далеко не у всех, и не все компании ощущают потребность танцевать и приплясывать, предлагая свои новые продукты. Рынок телефонов повзрослел, и значит, в ближайшие годы он не будет очень интересен в плане зрелищ. Хлеба в виде новых продуктов будет предостаточно, но вот ярких действий и эмоций мы не увидим. Зрелость этого рынка в какой-то мере перенесет внимание обывателей в другие области, но оно не исчезнет совсем. И значит, для нового игрока, который не побоится рискнуть, останется место для завоевания этого рынка. Рискну предположить, что это случится в 2018-2020 годах, тогда и начнется новый виток развития рынка. Потенциал сенсорных телефонов в том виде, как мы их знаем, будет исчерпан, нам потребуются новые технологии и эмоции, произойдет сдвиг парадигмы мобильного телефона. Еще один. В какой-то мере предвозвестником этой эпохи станет усиление влияния дизайна, об этом я писал в отдельной статье.

Надежду мне придает тот факт, что рынок телефонов развивается очень быстро и никуда не исчезнет, другое дело, что зачастую эти эволюционные подвижки многими воспринимаются как застой. Но это далеко от реального положения дел. Просто не всегда на поверхности видны люди и компании, которые готовы к следующему технологическому скачку с человеческим лицом. Эмоции - важная часть любого продукта, и тот, кто научится ими управлять, завоюет этот мир.

К содержанию >>>

Шумиха вокруг Apple – информационная усталость

В психологии есть понятие сенсорной перегрузки, когда человек или животное получает большое количество реальной информации, которая перегружает мозг и рассеивает внимание, делает невозможной реакцию на каждый из раздражителей. По аналогии с сенсорной перегрузкой появился термин информационной перегрузки, он описывает взаимодействие с информацией, которая выливается на современного человека огромным потоком. В теории каждый человек может регулировать ту информацию, что получает, например, вы можете не читать газету, или переключить передачу на ТВ, или вовсе выключить телевизор. Как правило, люди не отказываются от потребления информации, но меняют источники (отказ от ТВ в пользу интернета либо от газет в пользу сайтов). Так вышло, что IT-тематика стала одним из столпов современного медийного мира, это модная тема, которая интересна подавляющему большинству людей. Два других столпа - это новости и политика.

В рамках IT-тематики тема продуктов Apple занимает центральное место, и тому есть простое объяснение, это рейтинговая тема. Людей волнует восприятие новинок компании, они готовы их обсуждать, хотят высказать свое мнение. Журналисты и редакции вполне осознанно отдают этой тематике центральное место, так как это гарантирует внимание. В качестве наглядного примера приведу «Бирюльки» – в 188 выпуске в заголовке было вынесено слово iPhone 5, внутри были утекшие фотографии прототипа. Этот материал прочитали (открыли) 130 тысяч раз. Следующий выпуск «Бирюлек» достиг обычной цифры в 50 000. Как мне кажется, цифра говорит сама за себя. Отмечу, что за последнюю неделю только на Mobile-Review.com вышло 4 статьи (три статьи и одна живая трансляция с мероприятия), посвященных iPhone, общее число просмотров - под 400 000. И это были дополнительные просмотры к стандартным показателям таких же дней в предыдущие периоды. На других ресурсах происходило ровно такое же сумасшествие, число моих комментариев в день анонса было под три десятка для разных СМИ, круглый стол на ТВ Дождь, около пяти съемочных групп разных телеканалов. Новость о выходе флагмана от Apple была центральной, и в предыдущие годы шумиха была несколько меньшей. И в этом кроется опасность для Apple, да и любой иной компании, которая становится настолько цитируемой.

Есть еще один термин – информационная усталость, он описывает ситуацию, когда определенное событие или информация транслируется часто и в разных местах, что она становится общим местом, повторением пройденного. Формируется информационная усталость от этих событий или знаний, люди начинают их игнорировать. И частично это игнорирование может переноситься с предмета информации (например, нового iPhone) на саму компанию. Не берусь судить, произойдет это в данном конкретном случае или критическая масса еще не набрана, но тот факт, что в Apple мчатся на полных парах именно к этому событию, для меня очевиден. К сожалению, линейный подход в такой тонкой материи, как PR, невозможен и опасен. Нельзя считать, что максимальное число упоминаний - это благо, это очевидно не так. При наступлении у потребителей ваших посланий информационной усталости они начнут относить все ваши сообщения к области шума, начнут банально их игнорировать. И это проблема не только Apple, но и многих иных компаний (в случае не Apple бомбардировка людей самыми незначимыми и пустяковыми событиями иной раз принимает маниакальные формы – компании сами разрушают свое будущее, поступая так). Мне захотелось поделиться этим наблюдением с вами, особенно с учетом того, что мы так много говорим про iPhone 5 и будем говорить в ближайшее время не меньше.

Пятый номер: анонс!

Apple iPhone 5. Другой взгляд

К содержанию >>>

iPhone 5 – некоторые мысли об анонсе и продукте

Кое-какие мысли я высказывал во время трансляции с мероприятия, повторять их не буду, остановлюсь на том, что кажется мне важным и значимым. Первое и основное утверждение звучит так – iPhone 5 будет бестселлером и самым продаваемым телефоном Apple за всю историю компании. В Apple проделали для этого многое, но главное, что аудитория текущих владельцев iPhone готовилась сменить свой аппарат на 5-ку. Об этом косвенно говорит и то, что кварталом ранее продажи iPhone 4s на волне ожиданий резко упали, и тот факт, что 4s многими воспринимался аналогично обычной 4-ке. Не важно, что в iPhone 5 коренных отличий не так много, а те, что присутствуют, и вовсе неоднозначны, отложенный спрос сыграет свою роль. Но в Apple решили перестраховаться и начать продажи iPhone не только в 6-ти привычных странах, но также в Гонконге и Сингапуре.

Выбор этих стран не случаен. В Гонконге продаются самые дешевые на планете устройства от Apple, так как именно здесь отсутствуют налоги, а цена равна американской. Ситуация интересна также тем, что в США разлоченные аппараты появятся только во второй половине октября, до этого момента серый рынок будет жить частично за счет Европы, но в основном продажами в Гонконге. Шаг осознанный и направленный на то, чтобы показать рост продаж в первый уикенд. Напомню, что за неполных три дня iPhone 4s в прошлом году продали в объеме 4 миллиона штук. Этот рекорд будет побит, вряд ли двукратно, скорее всего, рост будет в диапазоне от 6 до 8 миллионов штук. Этот бизнес-трюк в Apple выучили очень давно, нагнетая ажиотаж, компания показывает, как много людей уже купило телефон, чтобы подтолкнуть других сделать такой же выбор.

У меня нет никаких сомнений, что этот аппарат будет успешен. А вот судьба следующей модели вызывает вопросы. Уместно ли обсуждать следующий аппарат сейчас, если мы только увидели новинку? На мой взгляд, самое время посмотреть на будущее и увидеть в нем несколько непонятных, странных моментов.

Первое – это разъем Lighting, который пришел на смену старому 30-контактному разъему, используемому во всех портативных устройствах от Apple. К сожалению, любая смена разъемов приводит к тому, что вам будет необходимо менять всю периферию и аксессуары. Обидно? Возможно, но это жизнь, и покупатели телефонов от Apple или плееров, где применяется обновленный разъем, готовы нести такие расходы. Драматизировать ситуацию точно не стоит – момент неприятный, но вполне переживаемый.

Желание Apple зарабатывать на аксессуарах было всегда, оно неистребимо. Но в случае перехода на новый разъем имело смысл сделать его не таким болезненным и не просить 29 долларов за переходник или за кабель.

Себестоимость первого - пара долларов, второго - около доллара. И мне решительно непонятно, почему в рознице обычный белый провод должен стоить больше 1 000 рублей. Потому что это Apple? Неубедительный довод. Конечно, поклонники компании могут включить извечную песню о том, что если ты босяк, то не стоит покупать такой дорогой продукт. Но это сказка. Вопрос в том, что я не готов платить такие деньги за провод, который не обеспечивает никакого превосходства над технологиями предыдущего поколения от Apple или существующими на рынке аналогами от других компаний.

Давайте разбираться вместе. Довод о том, что новый корпус iPhone требует нового типа разъема, оставим на совести компании. Отличий в размерах не так много, старый разъем вполне мог поместиться на своем привычном месте. Прочность и долговечность, про которую также упомянули на презентации iPhone 5, не являются какими-то особыми признаками этого кабеля. Одним словом, в этом аспекте они меня не убедили.

Дальше, копаясь в спецификациях Lighting, я обнаружил, что для текущего поколения плееров и телефона от Apple поддерживается максимальная скорость передачи данных на уровне USB 2.0 (в моем ноутбуке Apple 2012 года в то же время USB 3.0). Фактически, мне предлагают купить за 29 долларов устаревший на момент выхода кусочек кабеля, который, кроме внешнего вида, не имеет отличий от тех кабелей, что используются сегодня. Где логика? Кроме желания компании заработать на продаже этого аксессуара, никаких иных причин я не вижу. И это, на мой взгляд, опасный признак – технологии у Apple закончились, в ход пошел чистой воды маркетинг, в котором нам под звучным именем продают старый кабель с новым дизайном. Это примерно как произошло с увеличением диагонали экрана – вроде бы, выросла, но незначительно и только по высоте. Одним словом, маркетинг.

С камерой произошла та же самая история – ее «улучшили», уменьшив модуль (как влияет уменьшение модуля на качество снимков, не стоит рассказывать, думаю, оно осталось тем же самым – что уже неплохо). Но с точки зрения маркетинга, и это прозвучало, меньший модуль камеры - это хорошо. На мой взгляд, единственное достижение при уменьшении - это вес аппарата, который стал значительно меньше, и это огромный плюс.

В iPhone 5 компания впервые пошла на то, чтобы не подчеркнуть реальные технологии (они тут тоже есть, но их не слишком много), а показать маркетинговые выкрутасы. Фактически, мы столкнемся с тем, что в будущем продукте или продуктах количество таких маркетинговых изысков будет только расти. И это проблема. Когда заканчиваются реальные технологии и начинают придумывать их замену со звучными именами, значит, что предел роста достигнут и дальше ничего этакого, поражающего воображение мы не увидим. Обидно. Еще более обидно, что вступление Apple в гонку маркетинговых терминов означает, что компания станет как все, ее отличие сойдет на нет.

Возможно, что Apple это осознает и поэтому стремится отгородить свой кусочек рынка с iPhone от других компаний (запуск nanoSIM - это шаг в эту сторону). Другим примером является поддержка LTE, компания не реализовала полноценно 4G для всех диапазонов, как это сделали Nokia, Samsung. В Apple решили предлагать LTE только совместно с определенными операторами и ограничили частоты. Зачем? Это снова призрачная попытка контроля за рынком. Мне сразу вспоминается документ, который всплыл в суде между Samsung и Apple, в нем компания недвусмысленно рассказывает о своей попытке монопольно захватить рынок телефонов и заставить платить всех производителей. Благое начинание для Apple и кошмар для рынка. Впрочем, такой сценарий точно не состоится, так как сил даже у Apple на его реализацию не хватит.

Пожалуй, исходя из изложенного выше, я не могу однозначно сказать, что Apple на правильном пути. Более того, как мне кажется, несмотря на огромные цифры продаж iPhone 5, уже следующий продукт вырастет не так сильно либо и вовсе не вырастет в продажах. Потенциал для роста исчерпан, и необходимо либо запускать второй телефон с меньшей ценой в дополнение к первому, либо уступать рынок конкурентам. Но это уже история 2013 года.

Почему в Apple не стали использовать microUSB, который является промышленным стандартом? Это желание заработать на аксессуарах. Отстроить свои продукты от других компаний. Куда ни посмотри, в Apple идут тем же путем. Забавно, что в iOS 6 количество заимствований идей из Android уже идет на десятки, а ведь раньше компания себе такого не позволяла. Очевиден кризис идей, который скрывают за довольно цветастым маркетингом.

Внеклассное чтение:

P.S. Хорошей вам рабочей недели и улыбчивого настроения. У нас на неделе будет обсуждение анонса нового флагмана от HTC, следите за сайтом и не пропустите эту интересную новинку.

Обсуждение на форуме >>>

К содержанию >>>

Ссылки по теме

Бирюльки №187. Фотокамеры на Android – новый сегмент рынка

Бирюльки №188. Вот ты какой, iPhone 5 - новый флагман компании

Бирюльки №189. Война в российской рознице – Евросеть против Связного

Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
 Twitter
Опубликовано — 17 сентября 2012 г.

Блог MrMurtazin.com

Твиттер Mobile-Review.com. Присоединяйся!

Просмотров: 402 | Добавил: АЛЕКСандр6742 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: