Главная » 2015 » Январь » 8 » Итоги Нового года
09.21.52
Итоги Нового года

Не собирался писать о «сотовых» итогах новогодних праздников, но несколько интересных фактов считаю достойными описания. Тем более, что сам министр не поленился провести своё исследование качества связи в новогоднюю ночь.

По большому счёту, серьёзных телеком-катастроф в новогоднюю ночь не произошло. Да и не должно было произойти. Операторы стали явно лучше готовиться к новогодним перегрузкам, плюс объективные факторы выросшей емкости сетей и многократно возросшей активности абонентов. Мы с вами много разговариваем в обычные дни, для сетей это нормальная нагрузка, с которой оборудование успешно справляется. Новогодняя ночь обеспечивает сетям перегрузки, но не в десятки раз, как это было ещё несколько лет назад.

Небольшой кусочек результатов мини-исследования, которое в новогоднюю ночь «организовал» министр связи Николай Никифоров. Надеюсь, дома и в процессе поедания салатиков, а не сидя в «Телеграфном замке» на Тверской. Репрезентативность опроса через твиттер спустя полчаса после наступления Нового года не бог весть какая, но результат все равно неожиданный. Судя по ответам (особенно если почитать не только ретвиты), далеко не во всех городах со связью оказалось хорошо. И работы для операторов ещё непочатый край.

В Москве, на мой взгляд, всё было ожидаемо неплохо. Из мало-мальски «системных» жалоб – сразу после 00:00 и некоторое время после у многих не отправлялись SMS из сети Билайн, но абоненты Билайн-Москва на это жалуются ежегодно. Лично я дозвонился сразу всем тем, кому хотел дозвониться, а с номера МТС вообще позвонил в первые секунды нового года. Звук, конечно, был поганенький (похоже на уже подзабытый кодек HR), но это не в счёт.

Из любопытного – озадачило поведение смартфона с SIM-картой МТС, с конца года смартфон неожиданно стал жить в полтора раза дольше от зарядки аккумулятора. Заинтересовался и перепроверил два раза: действительно, после включения компанией МТС своих «новогодних» настроек сети смартфон стал «жить» от одной зарядки аккумулятора примерно на 35-40% дольше. Каких-либо аномалий или неудобств при этом не заметил: звонки, SMS, интернет — всё работает как обычно. Ну, и чего стоят вдумчивые исследования времени работы смартфона от одной зарядки, если сетевые настройки оказываются настолько значимыми и время работы может радикально меняться в зависимости от места и того, чья SIM-карта в аппарате? Жаль, что после праздников наверняка всё вернут «как было» и смартфон опять перестанет доживать до вечера.

Автосюрприз

МегаФон на этот раз «отметился» новогодним сюрпризом с автопополнением баланса с привязанной к номеру банковской карты. В письме мне хорошо описали то, как это выглядело на стороне абонента, цитаты с некоторой правкой и сокращениями:

«Пользуюсь я московским Мегафоном, тариф "Все включено S" и настроен у меня автоматический платеж с привязанной банковской карты, который кладет 500 р., когда на балансе оказывается меньше 100 р. Все работало долгое время как надо, связь была всегда и всячески меня радовала.

И вот, первого января уже наступившего 2015 года я, как честный человек, отдыхаю после встречи нового года. Сквозь сон слышал SMS-ки, но идти смотреть не было желания. Проснувшись под вечер, с неприятным удивлением обнаружил, что никуда позвонить не могу, так как баланс ушел в минус и исходящую связь мне заблокировали. Во входящих SMS вместо поздравлений оказалось 4 SMS от банка о списании 500 р. в МегаФон, а также 4 СМС с номера 5117 о том, что автоматический платеж на сумму 500 р. зачислен на мой номер. Но, похоже, по факту на номер они не попали. В итоге ситуация выглядит так: с банковской карты ушло 2000 р., на балансе минус, связь не работает. Пока звонил в абонентскую службу, пришла еще одна SMS от банка о списании 500 р. и от МегаФона о зачислении, но баланс так в минусе и остался. Итого где-то болтается 2500 р., на балансе минус, связи нет.

Похоже, что у них просто заглючил автоплатеж. 1 января у меня списали абонентку 390 р. за "Все включено S", баланс ушел в минус, сработал автоплатеж, снялись 500 р. с карты, но до баланса они не дошли. Баланс остался отрицательным, опять сработал автоплатеж, списалось еще 500р, ну и так еще 4 раза. Пришлось быстро отключать этот автоплатеж, пока он мне всю карту не выпотрошил. До живого человека в АС дозвониться так и не получилось, но робот говорил, что у них там какие-то ошибочные списания и все вернут 2 января. Скорее всего, так оно и будет, но я как бы вовсе не хотел класть 2500 р. на номер телефона, мне с моим тарифом такой суммы на полгода хватит. В личном кабинете в разделе История платежей про эти списания ни слова, но их видно в старом сервис-гиде в разделе Автоматическое пополнение счета (см. скриншот в аттаче).

Телефон разблокировал, кинув 200 р. из киви, связь заработала, но 5 автоплатежей по 500 р. так и зависли где-то. Одно только интересует: если бы я не отключил автоплатеж, он так бы и списывал по 500 р., пока всю карту не выпотрошил? А если карта кредитная?».

На скриншоте видно, что списания происходили каждый час. Насколько я помню, по дефолту именно с такой периодичностью система автопополнения проверяет баланс, поэтому в роуминге советуют не задавать слишком низкий порог, чтобы не остаться на некоторое время без связи. В МегаФоне «технический сбой» подтвердили, число пострадавших обозначили примерно в 25 тысяч клиентов в разных регионах. В качестве решения для не желающих «замораживать» на счёте лишние деньги, предложили вернуть излишек на карту пополнением через мобильную коммерцию, пообещав компенсировать все комиссии. Позднее также предложили желающим писать заявления о возврате платежей на карту. Это удобнее, но дольше по срокам.

Могу предположить, что часть биллинга была остановлена вечером 31 декабря для обработки и выставления счетов, подготовки всякой отчетности и т. п. Биллингу есть чем заняться в конце года. Косвенное подтверждение — вечером 31 декабря минуты и мегабайты из пакетов списывались из январских «порций». А при загрузке обновленных данных 1 января что-то пошло не так, или по какой-то причине затянули с восстановлением полноценной системы. Так или иначе, абонплату платформа списывала, и при уходе в минус или заданном пороге включался автоплатеж, но доступа к данным о поступивших платежах у платформы не было, и далее всё шло по кругу.

В МегаФоне грозились всё исправить ко второму января, но 4-го января коллега пожаловался на тройное срабатывание автопополнения баланса с карты. Но телефон разблокировался сразу, еще после первого автопополнения. То есть либо не до конца исправили, либо проблема оказалась многогранной, либо что-то повредили в процессе «ремонта». Читающие наши обзоры помнят, что я всегда с недоверием относился к этим автопополнениям и никому подключать не советовал. Несмотря на то, что за подключение операторы предлагают «вкусные» бонусы. Лично мне не нравились регулярные случаи воровства денег с использованием автопополнения, была серьёзная беда со Сбербанком. Сейчас все IT-системы вроде проапгрейдили, и массовых жалоб я давно не видел, но тут неприятность подкралась незаметно изнутри, а не на стыке систем. Вспомнилось, как больше 10 лет назад бодался с Билайном, у них что-то переклинило в системе, и при автооплате счёта в банк уходило несколько запросов. Затем подтверждался только один платеж, и формально к Билайн претензий быть не могло. Вот только деньги по остальным «ошибочным» запросам всё равно блокировались на месяц. Автопополнение — штука удобная и у многих годами работает идеально, но ещё с того давнего времени я перестал искать на свою карту приключений.

Коварный «Мультифон»

Случайно увидел оживлённую твиттер-переписку Евгения со службой поддержки МегаФона. Судя по жалобам пострадавшего, он уже не первый год сталкивается с одной и той же проблемой: в международном роуминге безусловная переадресация с телефонного номера МегаФон на другой номер тарифицируется как звонок в роуминге.

Насколько я понял, это у них такое регулярное развлечение, уже не один раз после разборок составлялась претензия и деньги возвращали. При этом служба поддержки понять причин происходящего не может и даже пишет откровенную ересь про то, что установленная из страны роуминга абсолютная переадресация может работать по роуминговым расценкам.

На самом деле, проблема известная, так и оказалось у Евгения. Мне достаточно было задать ему один-единственный вопрос. При подключенной услуге «Мультифон» безусловная переадресация работает, но может тарифицироваться как условная, нечто похожее на знаменитую «роуминговую петлю». Если пользуетесь безусловной переадресацией, то услугу «Мультифон» (именно саму услугу!) перед поездкой нужно отключать. Если тщательно покопаться в подразделах описания «Мультифона» на сайте, то предупреждение об этом можно найти.

Понятно, что описания услуг рекомендуется читать, регулярно перечитывать и вникать во все тонкости, но многие ли тратят на это время? Тем более, если сама услуга работает без нареканий. Мне кажется, что МегаФону в этой связи следует сделать как минимум две вещи:

  • Добавить предупреждение о «Мультифоне» в описание и список команд для установки переадресаций на сайте, это резко повысит вероятность того, что человек увидит и вспомнит.
  • Внести эту особенность отдельным пунктом в раздел «Роуминг», «Переадресация в роуминге», или как он там называется в справочнике для абонентской службы. При правильной диагностике причины проблема решается удалённо за две минуты без утомительной переписки, разборов претензий и работы финансовых служб.

Резюме

Как уже написал, в последние годы новогодние празднества проходят без глобальных проблем. Пробежался по нескольким старым «отчётам» и могу сказать, что ситуация начала быстро улучшаться примерно с 2005 года. До этого сети «ложились» целыми сегментами с невозможностью позвонить до двух часов ночи, дозвон с третьей-пятой попытки был обычным делом. Отправленные в полночь SMS-ки могли прийти в 8 утра или вообще не дойти, платежи терялись в дебрях платёжных систем, и прочие радости. Даже сравнивать нельзя с нынешней ситуацией, но к хорошему человек быстро привыкает. Всё равно не забываем о дополнительной нагрузке на биллинговые системы и особенностях работы «на стыке» годов. От смены тарифов, подключения услуг и прочих сложных операций в канун Нового года лучше воздержаться, и вообще, лучше пить шампанское и не нервничать по пустякам. С Новым годом вас, кстати.

Сергей Потресов (sergey.potresov@mobile-review.com)
Просмотров: 454 | Добавил: АЛЕКСандр6742 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: