11.12.14 Жизнь по новым «Правилам» | |
С 15 января вступают в силу новые «Правила оказания услуг телефонной связи». Документ описывает взаимоотношения абонентов с операторами и содержит перечень основных прав и обязанностей сторон. Изменений много, попробуем разобраться в самых интересных с точки зрения пользователей мобильной связи. Основным документом считается «Закон о связи», но вся конкретика – в дополнительных документах, которые «Закону о связи» не противоречат и являются его частью. Подробности взаимодействия сотовых операторов с абонентами раньше описывались документом «Правила оказания услуг подвижной связи», и многие положения абонентского «Договора» практически дублировали соответствующие пункты этих «Правил». При этом абонентские службы в своих разъяснениях справедливо ссылаются на «Закон о связи», что порой вызывает недоразумения: дотошный клиент читает «Закон», искомых положений не находит и начинает возмущаться. А эти положения есть в «Правилах». Всё это длинное вступление написано для объяснения того, что подзаконные «Правила» для нас с вами представляют куда больший интерес, чем сам «Закон о связи». Любопытствующие могут скачать новые «Правила оказания услуг телефонной связи» здесь (Pdf-файл 150 КБ), а мы постараемся разобрать самое интересное из того, что может пригодиться на практике. В случае недоразумений на документ можно смело ссылаться, с 15 января 2015 года он действует для всех российских операторов. Все описания тарифов и абонентские «Договоры» будут приведены в соответствие с новыми «Правилами», и для сотрудников абонентских служб наверняка подготовят подробные «методички». Эх, заполучить бы их для изучения. Но ладно. В любом случае, никакие «методички» противоречить «Правилам» не должны. По пунктамС документом «Правила оказания услуг подвижной связи» работать было куда проще, он относился исключительно к мобильной связи. «Правила оказания услуг телефонной связи» описывают в том числе и фиксированную телефонную связь, из-за чего читать приходится намного больше и не всегда очевидна принадлежность того или иного положения. Ниже я постарался перечислить не только новые положения, но и те, по которым часто возникают вопросы.
Разница между «абонентом» и «пользователем». В качестве напоминания о том, что абонентом является пользователь, заключивший с оператором договор. Подарив, продав или дав ребёнку SIM-карту, вы остаетесь абонентом со всеми его правами и обязанностями. В том числе с обязанностями по оплате оказанных услуг. И наоборот: купив SIM-карту у одного из многочисленных сервис-провайдеров, абонентом вы не становитесь. То есть своим номером не распоряжаетесь и деньги на балансе вам не принадлежат с того момента, как вы пополнили счёт. Если сервис-провайдер разорится, то разбираться вы будете с ним, а не с оператором. Что, собственно, много раз и происходило.
Это к вопросу о том, имеет ли оператор право подключать дополнительные услуги типа «Кто звонил», «Я в сети» и т. п. Как видим, перечень таких «технологически неразрывно связанных» услуг оставлен на усмотрение самого оператора.
То есть SMS и/или широковещательные сообщения, к примеру, от МЧС могут приходить на телефон и в том случае, если вы установили запрет на прием информационных SMS-сообщений.
Одно из распространенных заблуждений — телефон должен заработать сразу после пополнения баланса. В большинстве случаев так и происходит, но задержки могут быть, в том числе на стороне платежной системы. Можно спорить о том, что 3 дня — слишком щедрый срок по нынешним временам, но факт остаётся фактом, в пределах этого срока отсутствие связи не является нарушением.
По поводу «извещать через средства массовой информации» уместно напомнить, что сайты операторов зарегистрированы как СМИ. Плюс, в качестве подстраховки некоторые важные изменения иногда дублируют маленькой новостью в изданиях типа «Российская газета». Интереснее то, что с 15 января операторы обязаны присылать «персональную» SMS всем, в чьих тарифах меняются цены или параметры. Новость позитивная, и мы давно об этом просили, нормальный человек не будет ежедневно изучать сайт оператора и вчитываться в каждую новость. Посмотрим, как это будет реализовано у операторов, формулировка немного расплывчатая. Например, обязан ли оператор предупреждать о запуске так называемой «Услуги сохранения номера» после 90 дней неактивности? Или перевод на тариф «Базовый» по неактивности в МТС. Это же перевод на другой тариф, а не изменение параметров действующего. Но дополнение в «Правила» бесспорно полезное.
Вот спасибо, порадовали! А то сейчас с этим разнобой, принцип «раз в месяц бесплатно» действует только в Столичном МегаФоне и, кажется, не на всех тарифах. У других сотовиков переходы на выгодные оператору тарифы частенько бывают бесплатными, но единое правило для всех очень приветствуется. Кстати, в опубликованном ещё весной проекте «Правил» этот пункт был сформулирован «Плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается», без всяких дополнительных оговорок про «более одного месяца». Интересно, как поступят в МТС со своими стартовыми плюшками-коврижками, которые действуют две недели после подключения или смены тарифа? Если оставить как есть, то наверняка найдутся желающие ежемесячно прыгать между тарифами ради экономии 100-150 руб. в месяц.
Иногда бывает критично. Если разговор начался по «дорогому» дневному тарифу, то он будет весь так и оплачен, несмотря на произошедший в процессе разговора переход в «льготное» время суток. И наоборот: начав разговаривать в едущем авто ещё в Московской области, при выезде за её пределы вы не будете оплачивать внутрисетевой роуминг. Сколько бы беседа ни продолжалась и на каких бы БС другого региона телефон ни успел побывать в процессе этого разговора.
Ещё одна хорошая новость. Хотя, «объехать на кривой козе» нетрудно, один обязательный тариф погоды не делает. Можно изготовить один тариф с высокой ценой секунды и выложить на сайт «для галочки». Посмотрим. В конце концов, любые формально-популистские нормы легко обходятся, если регулятор не намерен всерьёз следить за их соблюдением. Любимый пример — обязательная по закону посекундная тарификация на Украине. Там просто сделали тарифы с соответствующей ценой первой секунды разговора, указав в примечании «остальные 59 секунд каждой минуты — бесплатно!».
Ничего нового, просто напомню «в тему»: в международном роуминге правило «разговор менее трех секунд не тарифицируется» не действует. Не хотите платить за исходящий — пользуйтесь USSD-командой «Перезвони мне». Также «менее 3 секунд» означает до 2 секунд включительно, а не 3 секунды. Видимо, постеснялись писать «до 2 секунд», написали 3 и «украли» одну секунду лукавой формулировкой. Вроде бы мелочь, но среагировать и нажать отбой за 2 с успевают единицы, а вот за 3 с уже реальнее. Заодно про популярное заблуждение о бесплатных первых трёх секундах разговора — их нет. Состоявшийся разговор оплачивается полностью с 1-й секунды, а вот соединение менее 3 секунд считается несостоявшимся.
Любопытный пункт появился. Получается, что оператор не вправе блокировать телефон при уходе баланса в минус из-за мобильной коммерции, попадания на контент и прочих списаний за услуги, не являющиеся «услугами телефонной связи». Интересно, как это может быть практически реализовано в биллинге? Но даже если только корректировкой вручную, то может пригодиться в конфликтных ситуациях. Наверное.
Применительно к мобильной связи, пункт относится к постоплатным и кредитным тарифам. Пени за просрочку оплаты счёта оператор имеет право брать и берёт, но максимальный размер «штрафа» – сумма вашей задолженности.
Говоря простым языком, операторам вменяется в обязанность предоставлять список действующих контрактов, в том числе в обязательном порядке после заключения каждого нового договора на обслуживание. Через «Личный кабинет» и дополнительно (по желанию абонента) на email-адрес. Полезно для выявления «левых» подключений недобросовестным дилером и может пригодиться при переносе номера: есть случаи отказа в переносе и даже блокировки уже перенесенного номера при обнаружении оператором-донором задолженности по другим номерам. Что ещё?Далее в «Правилах оказания услуг телефонной связи» идёт подробный, многостраничный разбор всех сроков и особенностей процедуры переноса номера (MNP). Тема отдельная, и её мы уже разбирали, но если надумаете переносить номер, то изучение этого раздела «Правил» может пригодиться. Как минимум, сориентируетесь в последовательности событий и максимально допустимых сроках. Из самого важного по опыту фактических сроков: исходящая связь после переноса обычно начинает работать сразу (по «Правилам», в течение 30 минут), входящая из других сетей — в течение часа-полутора (по «Правилам», в течение 6 часов). Больше всего жалоб на банковские SMS-нотификации, которые обычно начинают приходить на перенесенный номер только через несколько дней. Вместо резюмеСпасибо, что дочитали до конца этот нудный материал, и надеюсь, что сможете извлечь для себя практическую пользу из появившихся изменений и уточнений в законодательстве. | |
|
Всего комментариев: 0 | |